31.08.10

За Родину и 10 миллионов не жалко?

Федор СмирновДомен РФ потихоньку выбирается из продолжительного периода приоритетной регистрации. Периода необходимого, но не самого приятного для регистраторов, которым почти год приходилось объяснять своим клиентам, почему в кириллический домен пока что пускают не всех. От открытой регистрации домен РФ отделяет еще один этап. Речь идет о традиционном landrush-периоде, который почему-то обозвали «премиальными регистрациями».

И то, и другое название не говорит рядовому пользователю Интернета ровным счетом ничего. Однако самые лакомые имена в новом домене разойдутся как раз в это смутное время. Насколько демократичным или заградительным получится очередной загадочный период, станет известно уже в ближайшее время. 2 сентября состоится заседание Совета Координационного центра национального домена сети Интернет, на котором будет принят окончательный сценарий. Увидим ли мы цирковое представление в стиле приоритетной регистрации, - можно предположить уже сейчас.
 

Вкусные слова. Всем. Дорого

Для начала, как говорится, определимся с понятиями. Термин landrush описывает массовую волну регистраций, связанную с открытием нового домена, - подсказывает нам ICANN Wiki. Принцип «первому обратившемуся» порождает агрессивное поведение наиболее активных пользователей, которые заинтересованы в коротких именах, словах из словаря, названиях торговых марок.

Из многолетнего опыта старта новых доменных зон родилась идея «сглаживать» этот самый наплыв. При этом обуздать ажиотаж администраторы доменов верхнего уровня пытаются с помощью сугубо экономических методов – поднимая ценовой барьер или устраивая аукционы между претендентами на самые интересные имена.

Цели устроителей очевидны. Во-первых, стремление воспрепятствовать спекуляции и помешать перекупщикам. Во-вторых, дать шанс тем, кого приоритетная регистрация обошла стороной. Например, компания не успела зарегистрировать товарный знак, либо ей было отказано в регистрации. Как известно, существует также немалое количество ключевых слов, которые не успели застолбить за собой корпорации, при этом их коммерческий потенциал огромен. Скажем, есть огромное количество производителей дверей, но «двери.рф» будет вести на один-единственный сайт. Какие преимущества предоставляет такой адрес в сфере интернет-маркетинга, объяснять не приходится.

Вариантов распределения ограниченного доменного ресурса можно изобрести множество. Основное распространение получили две схемы, которые активно использовались при запуске национальных и международных доменов верхнего уровня.

Совсем свежий пример – домен CO, который многие воспринимают не только как домен Колумбии, но и как аналог популярного COM. Регистрация доменных имен второго уровня в нем открывалась в несколько этапов, среди которых был и landrush-период. В этом случае заявки принимались на любые имена от всех желающих. Если идеи нескольких заявителей совпадали между собой – на одно и то же доменное имя поступало несколько заявок, такой домен отправлялся на закрытый аукцион, где борьба продолжалась.

По другому пути несколькими годами раньше пошла компания doMEn, управляющая «персональным» доменом ME. Для landrush-периода были заранее составлены списки доступных имен, которые также были реализованы с аукционов. При этом самые-самые аппетитные доменные имена компания приберегла на будущее, которое наступило в канун крупнейших домейнерских конференций – например, T.R.A.F.F.I.C и DOMAINfest. Вот тут с офлайновых торгов ушли домены стоимостью в несколько десятков тысяч долларов. Понятно, что такая хитрость не могла остаться незамеченной. Журнал DomainMagazin назвал эту схему «финансово безупречной, но циничной до безумия».

В морально-этических тонкостях кроется одна из основных сложностей landrush-периода. Наряду с декларируемыми благими намерениями (например, защиты от киберсквоттинга), администратор домена получает великолепную возможность набить собственный кошелек и – обычно в меньшей степени – порадовать регистраторов. Если же речь заходит о национальном домене, то многие склонны проводить аналогии с природными ресурсами (нефть, газ) и прочими «условно бесплатными» благами (вода, воздух). Так разве может «национальное достояние» продаваться по завышенным ценам (пусть и заградительным)? Поэтому организаторам landrush-периода следует действовать крайне осторожно, чтобы сохранить и без того шаткий баланс интересов.

Аукцион на нелегальном положении

Для большинства российских пользователей landrush-период в домене РФ весь год оставался тайной, покрытой мраком. Представители Координационного центра старались не рассказывать о конкретной схеме, по которой будут распределяться домены .РФ, и все это время она существовала почти исключительно в воображении пользователей и регистраторов.

Первый вариант будущих «премиальных регистраций» родился вместе с «Концепцией регистрации  доменных имен второго уровня в домене РФ», в апреле 2009 года. Тогда же многие узнали, что аукционы бывают голландскими, когда ставки движутся задом наперед и снижаются с каждым днем. В первом варианте были обозначены и конкретные цифры, которые стали предметом острых дискуссий: начальная планка в 10 млн. никого не оставила равнодушным.

Эта же нескромная по кризисным меркам цифра, по всей видимости, и стала причиной бесследного исчезновения концепции голландского аукциона с сайта КЦ. Спустя год администратор домена утверждал, что вопрос о landrush-периоде все еще не имеет однозначного ответа. Во время РИФоКИБа-2010 общественности рассказали о варианте с фиксированными ценами и фиксированными периодами, с гибкими периодами и промежуточными торгами, с классическим аукционом по заранее определенному списку слов. После этого в головах пользователей не должно было остаться ничего, кроме теоретического фарша и полной апатии к очередным фокусам вокруг домена РФ.

Сейчас очевидно, что «премиальным регистрациям» быть. Окончательная схема, как ожидается, будет утверждена и обнародована уже на следующей неделе, после заседания Совета КЦ. Вполне вероятно, что новая схема вберет в себя многие основные черты первоначального голландского аукциона. В частности, шокирующие 10 миллионов в качестве старта, принцип поэтапного снижения цены и идею о направлении вырученных средств на благотворительные цели. Насколько же такой подход соответствует интересам конечных пользователей и участников рынка регистрации доменных имен?


Не лает, не кусает, спекулянтов не пускает

10 миллионов за доменное имя .РФ вызывают в сознании исключительно фольклор. Например: мечтать не вредно. Или: много хочешь – мало получишь. И даже «Сказка о рыбаке и рыбке» вспоминается. Суть же опасений заключается в том, что с таким звериным аппетитом и с голоду помереть недолго.

Большой бизнес вряд ли будет готов выложить такие деньги за кириллический домен, - полагают в компании RU-CENTER. «Заградительная цена - лучшая защита от всех видов сквоттеров, но при этом эта цена не должна отпугнуть и добропорядочных пользователей, пусть даже это будет и крупный бизнес. Очевидно, что на первом этапе премиальных регистраций домены .РФ доступны будут только ему. 10 млн - это, на мой взгляд, цена с потолка, не имеющая под собой каких-либо экономических и уж тем более морально-этических обоснований», - высказал свое мнение Андрей Воробьев, директор департамента по связям с общественностью. Реалистичной ценой для старта премиальных регистраций могла бы стать планка в 1 миллион рублей, при этом реальные продажи все равно начнутся на уровне нескольких сотен тысяч рублей.

О завышенной цене говорит и Александр Панов, генеральный директор холдинга Hosting Community (регистраторы R01 и «Центрохост»). «Цена в 10 млн. абсолютно неадекватна. Может быть, и найдутся чудаки, но их количество, скорее всего, можно будет сосчитать по пальцам одной руки», - уверен он.

В «РЕГ.РУ» к завышенной цене на первом этапе премиальных регистраций относятся спокойно. «Для зоны RU и тем более международных зон данная ценовая политика приемлема и встречалась в практике при продаже доменных имен. При этом, учитывая, что средства пойдут на цели благотворительности, это большой плюс», - утверждает Екатерина Царькова, директор департамента развития и маркетинга. Справедливости ради, надо заметить, что публичные сделки с доменами .RU стоимостью 10 миллионов рублей пока не зафиксированы. Самое дорогое имя за всю историю шестнадцатилетнего домена – Casino.Ru – обошлось его новому владельцу меньше 8 миллионов.

Генеральный директор регистратора «Регги Бизнес» Дмитрий Денискин согласен с тем, что такая цена была бы экономически неоправданна, но с точки зрения красивого старта - целесообразна. «Резонанс тут как раз нужен, а такой уровень цены - хороший новостной повод», - объяснил он свою позицию. И он, и Владимир Гевлич, представляющий «Регтайм», делают особый акцент на мотиве благотворительности, который может сподвигнуть крупную компанию на такое расточительство.
Второй важный вопрос – это минимальная планка и продолжительность периода премиальных регистраций. Первоначальная концепция предполагала относительно короткий этап (два месяца) с последующим стартом открытой регистрации. Аналогичную концепцию готовы поддержать R01, «РЕГ.РУ», «Регтайм» и «Центрохост». При таком раскладе к новому году стоимость доменов .РФ должна достичь стандартной отметки.

В таком подходе таится серьезная опасность, которая рискует перечеркнуть все предыдущие усилия КЦ по защите кириллического домена от киберсквоттинга. Большинство участников рынка регистрации наверняка хорошо представляют себе тот уровень цен на домены .РФ, в рамках которого развернется настоящая борьба. В случае с голландским аукционом на понижение цены – это несколько тысяч рублей, настоящий же «расхват» доменов начнется как раз на этапе стандартной цены. Все интересные ключевые слова могут достаться спекулянтом в течение пары дней, если цена быстро достигнет минимальной отметки.

В этом же нас убеждает и опыт первого этапа запуска домена РФ – приоритетной регистрации. Мы наблюдали готовность инвестировать в регистрацию товарных знаков, совпадающих с «лакомыми» словами русского языка (пресловутый секс.рф), при относительно невысокой стоимости приоритетной регистрации. На следующем этапе в домен РФ отправились «фальшивые» СМИ, готовые получить свидетельство о регистрации ради получения приоритета. Наконец, по относительно невысокой цене получить интересные домены смогли и многие некоммерческие организации с подозрительными названиями. Например, домен «ФОТО.РФ» зарегистрирован Фондом открытого творчества «Откровение». И если приоритетная регистрация еще ставила (неценовые) барьеры перед заявителями, то низкая цена на домены .РФ в ближайшей перспективе приведет к быстрой скупке всех кириллических «сливок».

В RU-CENTER предлагают компромиссный вариант – сделать стандартом на первый год открытой регистрации такую цену, которая будет доступна «добропорядочным пользователям, но останется «не по зубам» спекулянтам. Например, 5000 рублей за первый год регистрации. «Это позволит насытить домен .РФ интересным контентом, а не превратить его в киберсквоттерское болото», - прокомментировал Андрей Воробьев.

Что же до направления вырученных от премиальных регистраций средств на благотворительные цели, здесь опрошенные регистраторы демонстрируют полное единодушие. Дмитрий Денискин немного приоткрыл завесу тайны, сообщив, что в текущем варианте рассматривается только один получатель «премиальных». Это не фонд, а конкретная медицинская организация. «Такой подход мне кажется наиболее правильным и понятным для общественности», - добавил он.

Андрей Воробьев (RU-CENTER) обозначил альтернативные, на его взгляд, способы использования средств. Так, это могли бы быть проекты, ориентированные на развитие Рунета, либо – с учетом кириллической сущности домена РФ – на развитие русского языка.

В целом, предстоящий период вызывает весьма умеренный энтузиазм у аккредитованных регистраторов. Можно предположить, что и утверждение окончательного варианта 2 сентября пройдет относительно спокойно. Главное, чтобы ценники и условия премиальных регистраций не вызвали знаменитой фразы: «Это хамство какое-то». Народ безмолвствует, а власти ведь не дремлют.

Федор Смирнов, аналитик info.nic.ru