11.05.11

Домены-миллионники: AU – домен для континента

Домен Австралии не входит в Топ-10 популярных национальных доменных зон, хотя недавно он перешагнул рубеж в 2 млн имен. На то, чтобы набрать второй миллион имен, ему потребовалось почти 3,5 года. Для сравнения – за такой же срок домен DE набрал 3 млн имен. 

Сейчас в .AU 2 068 123 доменов, Австралия входит в двадцатку стран, где активнее всего растет национальная зона, и занимает второе место после Великобритании по уровню проникновения интернета – 80% населения страны выходят в сеть. В Австралии сейчас 10,4 млн пользователей интернета, в июне 2010 было 9,5 млн, согласно отчету Australian Bureau of Statistics. 42% пользователей – от 15 до 35 лет. Рекламный рынок Австралии входит в десятку самых крупных в мире, по данным ZenithOptimedia. 

Рассказ о домене AU продолжает серию статей о доменах-миллионниках.

Мировая доменная статистика, 2011 год

Жесткие правила австралийцев

Интересно, что в австралийском домене можно зарегистрировать лишь доменное имя третьего уровня в одном из публичных поддоменов.

Так, 86% имен в AU зарегистрировано в поддомене .COM.AU, 10,8% - в .NET.AU, 2,5% - в .ORG.AU (данные на февраль 2011). Так же, как и в других национальных доменах, не все доменные имена делегированы, а многие работают на редирект. 

В 2002 году в AU было зарегистрировано только 275 тыс. доменных имен. В это время частная компания из Мельбурна AusRegistry выиграла тендер на четырехлетний период регистрации доменных имен в национальном домене Австралии. Когда год регистраторской работы закончился, AusRegistry сообщила, что компания за это время зарегистрировала почти 53 тыс. новых доменных имен в зоне .AU, приблизив общее число доменов к 300 тыс.

Домен избежал бурного роста, который был характерен для других зон в 90-х годах, благодаря жестким правилам, которые разработал академик Роберт Эльц (Robert Elz). Домены в этой стране делят на «открытые» и «закрытые». Например, домен в .COM.AU могут получить только представители бизнеса, зарегистрированного в Австралии, а домен .ASN.AU предназначен для некоммерческих организаций, политических партий, компаний, связанных со спортом, и для других групп по интересам. NET.AU могут получить только коммерческие организации и провайдеры, ID.AU – физические лица, резиденты данной страны. ORG.AU предназначен для общественных организаций и объединений. К закрытым доменам относятся EDU.AU, GOV.AU, CSIRO.AU (соответственно для образовательных учреждений, для представителей власти и для Комитета развития наук, технологий и промышленности (CSIRO). Есть еще географические домены, получить имена в которых могут только жители этих территорий.

Несмотря на жесткие правила, Facebook несколько лет назад получил права на домен Facebook.com.au, который принадлежал другой компании. Это удалось сделать, благодаря поддержке ВОИС (Всемирной организации интеллектуальной собственности). В качестве главного аргумента было то, что Facebook  в то время был шестым по популярности сайтом в Австралии, хотя бизнеса на территории страны у него нет. Сейчас у этой социальной сети на континенте свыше 10 млн пользователей.

Большая часть «национального доменного пирога» в Австралии приходится на 4 ведущих регистраторов, примерно четверть – на следующие 4 компании, и самая маленькая часть – остальные регистраторы. Всего там работает 34 регистратора, в 2002 году их было 18.

Регистраторы Австралии, 2011 год

Нешуточные страсти

Росту количества зарегистрированных доменов способствует в том числе и новый проект Google в партнерстве с компанией MYOB – "Getting Aussie Business Online". Многие небольшие компании, работающие в Австралии, не имеют собственных сайтов, что, конечно, недальновидно в эпоху развития Интернета. Участники проекта получают сайт за один день, домен, зарегистрированный на 2 года в зоне .COM.AU, бесплатный хостинг на год и купон на рекламу в AdWords на $75. Чтобы стать участником, достаточно иметь бизнес в Австралии.

Несмотря на строгие правила регистрации, в стране существует развитый вторичный рынок доменов. Например, Poker.com.au и Deals.com.au были проданы за $100 тыс. каждый, а домен Hardware.com.au - за $33 тыс. Еще большую сумму хотели выручить владельцы имени Groupon.com.au. У компании Groupon они просили за него $286 тыс. Домен Groupon.com.au принадлежит клону знаменитого Groupon – Scoopon, они пытались стать обладателями и товарного знака Groupon. Из-за того, что скидочный сервис не мог получить желаемое имя, этого сайта долгое время не было в Австралии. Но в марте этого года Groupon зарегистрировал домен Stardeals.com.au, где и начал свою работу Groupon Australia. Затем они купили скидочный сервис Crowdmass, на котором уже установлен редирект на Stardeals. В Groupon действия Scoopon расценивают как киберсквоттерство и потакать им не желают.

Марина Пурим,
обозреватель Info.nic.ru