09.08.11

Домены-миллионники: доменный бизнес по-латиноамерикански

Одни из самых «развитых» доменов Латинской Америки – домены BR (Бразилия) и AR (Аргентина). Они занимают 7 и 8 строчку в десятке самых популярных национальных зон, хотя правила регистрации в них трудно назвать либеральными.

Сейчас в домене Бразилии зарегистрировано около 2.6 млн имен. Бразилия очень консервативно подходит к доменному бизнесу. Для приобретения имени в любом домене второго уровня компания должна быть зарегистрирована в стране и иметь так называемый идентификатор CNPJ (номер, связанный с уплатой налогов). Кроме того, нужно будет указать в анкете полный адрес и телефон, предоставить соответствующие документы, если компания не занимается коммерческой деятельностью.

Если речь идет о доменах внтури зон .fm.br и .am.br, нужно также предоставить документы из ANATEL (National Communications Agency) о том, что компания действительно занимается радиовещанием.

Домены второго уровня здесь делятся на группы: для юридических лиц (entities), для университетов (universities), личные (persons) и профессиональные (professionals). Первая группа включает в себя так называемые аграрные домены (agr.br), кооперативные (coop.br) и спортивные (esp.br). Персональные домены выглядят как name1.name2.nom.br, причем использовать можно только свое настоящее имя. «Профессиональные» домены включают в себя домен eng.br (для инженеров), adv.br (для юристов) и med.br (для врачей).

В домене com.br зарегистрировано свыше 2.35 млн имен. Это самый большой домен второго уровня в Бразилии. Раньше зарегистрировать там имя могли только юридические лица, а с 2008 года эта возможность появилась и у простых граждан. В 2009 году началась либерализации регистрационных правил в поддомене второго уровня net.br. В течение 6 месяцев обладателем домена третьего уровня в net.br могли стать любые юридические лица, владельцы товарных знаков и пользователи, зарегистрировавшие имя в com.br.

Рост .com.br

(рост зоны com.br )

С октября 2009 года возможность зарегистрировать домены net.br появилась у всех желающих - резидентов Бразилии. До этого в поддомене net.br могли регистрироваться только компании, связанные с мультимедийными сетями и Интернетом.

В сентябре 2008 года в зоне Бразилии открылся поддомен второго уровня b.br для учреждений, занимающихся денежными и кредитными операциями. При этом сайты под доменами вида bank.b.br работают только по проколу SSL, внутри зоны - развернута система DNSSEC.

Стоимость доменов в этой зоне варьируется в зависимости от компании. В одной организации имя стоит $90 за год и $176,40 за два года, в другой $120, а в третей уже $350 за два года. Если верить СМИ, в 2003 году домены стоили в районе $30.

В net.br зарегистрировано 82531 имя, в edu.br – 2157, в org.br – 44315 (http://registro.br/estatisticas.html). Довольно много имен зарегистрировано в домене art.br – 5951, tv.br – 4606. А вот в radio.br – всего 356 имен.

В доменах, которые доступны частным лицам, зарегистрировано 8522 имени: blog.br -5318, flog.br – 169, nom.br – 1890, vlog.br – 158, wiki.br – 987.

Имя в домене BR может содержать от 2 до 26 символов, включая и буквы, и цифры. Нельзя использовать одни цифры. В домене Бразилии возможна регистрация имен с символами национального языка (à, á, â, ã, é, ê, í, ó, ô, õ, ú, ü, ç).

BR входит в список стран, пользователи которых вводят доменные имена в адресную строку браузера, а не ищут адрес сайта через поисковые системы.

До 2005 года администратором домена была компания Brazilian Internet Steering Committee, сейчас его администрирует Brazilian Network Information Center.

Строгая Аргентина

В Аргентине тоже действует много разных правил в отношении доменов. В com.ar имя могут получить и жители страны, и иностранцы. В org.ar могут регистрировать имена только некоммерческие организации, частные лица не могут этого делать. gov.ar для тех, кто имеет отношение к Federal or Provincial Government of the Argentine Republic (органы государственного управления). Те, кто связан с Armed Forces of the Argentine Republic (вооруженные силы), могут регистрировать имена в mil.ar. У провайдеров есть домен net.ar, при этом они должны иметь лицензию National Communications Commission (национального надзорного органа в области телекоммуникаций). Для зарубежных компаний, которые имеют представительство в Аргентине, - домен int.ar. Кроме того, иностранцам, для регистрации домена, нужно иметь адрес проживания в этой стране.

Компаниям - резидентам Аргентины для регистрации домена необходимо предоставить полный почтовый адрес компании и регистрационный номер юридического лица  (Argentinian C.U.I.T. "Código único de identificación tributaria", выданный AFIP). Частным лицам, резидентам Аргентины, для регистрации домена необходимо предоставить полный почтовый адрес и личный идентификационный номер (Argentinian DNI "Documento Nacional De Identidad" и/или C.U.I.T и/или C.U.I.L "Código Único de Identificación Laboral", выданные AFIP).

В мае 2009 года было введено ограничение, согласно которому один человек имеет право зарегистрировать не более 200 доменных имен в зонах com.ar и org.ar, правда, на сайте администратора сейчас написано, что ограничений нет.

Домен может состоять из 19 символов, это могут быть только буквы, цифры и дефис. В ноябре 2008 года было одобрено использование специальных символов в названии доменов, включая ñ, á, é, í, ó, ú, ä, ë, ï, ö, и ü. Компании предлагают зарегистрировать домен в этой зоне по цене от 845 рублей, если на год, до 7605, если сразу на 10 лет.

Либеральная Колумбия

В домене .CO очень либеральные правила регистрации, в отличие от доменов Бразилии и Аргентины. Показательно уже то, что у администратора этой зоны сайт полностью на английском языке, а на сайтах администраторов BR и AR даже основные документы на английском найти трудно.

«Веб-адрес для воплощения грандиозной идеи уже само по себе грандиозная идея», - считает администратор зоны .CO. Привлекательность зоны понятна, домен ассоциируется с такими словами, как Company, Corporation и Commerce, Communities, Content, Connect, Communicate.

На сайте Cointernet.co (идеальном с точки зрения маркетинга и привлекательности для пользователя) на вопрос: «Кто может зарегистрировать домен в CO?» - короткий ответ: «Ты!» Любой житель земли, не имеющий прописки в Колумбии, не заморачиваясь никакой бумажной волокитой, может зарегистрировать имя с окончанием .CO.

Домен CO был делигирован в 1991 году. В 2008 году политика регистрации имен в этой зоне стала более либеральной. А в 2010 доступ к зоне получили все пользователи через ведущих мировых регистраторов. Это был настоящий «перезапуск» национального домена. До этого момента в зоне было зарегистрировано только 39 тысяч имен. Реформа случилась благодаря смене администрации зоны. Раньше эту функцию выполнял Университет Лос-Андеса, теперь это компания .CO Internet S.A.S.

«Была предложена и новая модель управления доменом, - рассказал Info.nic.ru вице-президент компании .CO Internet Эдуардо Сантойо, - Министерство определяет общие принципы, а общественный совет с участием представителей всех заинтересованных сторон утверждает конкретные правила регистрации доменов. Изначально было решено, что функции администратора и технического центра будет выполнять одна компания, а вот регистраторов отделили от реестра. При этом стоимость регистрации доменов .СО должен был установить рынок».

Перезапуск зоны происходил в три этапа: Grandfather, Sunrise-период и этап открытой регистрации. Первый этап должен был защитить интересы владельцев доменов третьего уровня, которые зарегистрировали их до объявления правил «перезапуска» домена .CO – 30 июля 2008 года. Второй этап проходил для владельцев зарегистрированных товарных знаков. Затем провели Landrush-период - собрали заявки на премиум-домены и проводили закрытые аукционы. А 20 июля, в День независимости Колумбии, стартовала открытая регистрация по принципу «первому обратившемуся».

Эксперты тогда говорили, что домен может стать альтернативой похожему .COM. Администратор домена на то и рассчитывал, приближая доступность этой зоны к всемогущей .COM. Во время периода “pre-launch” было зарегистрировано 39000 имен, включая подлинные брендовые домены.

В первую минуту было занято 8000 доменов, первые 100 000 имен были зарегистрированы за первые 22 минуты, а за сутки это число достигло 233000. В сентябре домен CO преодолел черту в полмиллиона регистраций. Домен понравился пользователям из 200 стран. 37% имен было зарегистрировано для жителей США, 17% - для жителей Великобритании, 12% - для самой Колумбии, по 4% - для Австралии и Канады. Бурный рост домена объясняют хорошо выстроенной партнерской программой. Не прошло и года, как в домене CO был зарегистрирован первый миллион имен.

В прошлом году администратор проводил премиальные продажи коротких доменов в CO. Домен e.co был продан на аукционе Sedo за $80 тыс., все деньги пошли на благотворительность. В том же году ритейлер Overstock.com купил у администратора домен o.co за $350 тыс. Сейчас этот домен используется в логотипе, где написано, что компания также известна под именем Overstock.com.

Среди «удачно проданных» доменов - mesothelioma.co ($76000), insure.co ($60000), DuiAttorney.co ($44500), slots.co ($41000), aspen.co ($22500), vehicles.co ($18500), sites.co ($15500), UsedCars.co ($14000).

Выбор в пользу CO делают и большие компании из сферы IT - Amazon приобрел имена a.co, k.co, z.co. Короткие имена в этой зоне есть у Твиттера – t.co, Godaddy – x.co. Недавно Google стал обладателем имени g.co.

Марина Пурим,
обозреватель Info.nic.ru