29.11.11

Домен SU – маленький, но очень полезный

Домен SU – уникальный: в рамках одной страны он сосуществует с успешной зоной .RU, которая является общепринятой у россиян, и с новым кириллическим .РФ. Работая наравне с «доменной молодежью», SU в то же время - экспонат виртуального музея (если такой существует в Интернете), поскольку представляет государство, которого уже нет на картах.

Пройдемся по фактам

Рубеж в 100 тыс. регистраций домен SU взял в начале ноября этого года с юбилейным именем бодибилдинг-магазин.su. Немного на фоне RU с его 3,5 млн и подбирающегося к первому миллиону РФ.

Но если отбросить в сторону размышления о том, сто тысяч – это много или мало, то SU есть чем еще похвастаться: он поддерживает сотни национальных языков, что очень органично, учитывая его многонациональную специфику, в нем зарегистрировано более 14 тысяч многоязычных доменов; более 80% зоны SU – делегированные домены, при этом 44% приходится на корпоративные сайты, по 17% - на тематические и e-commerce, 6% - персональные страницы, 5% - IT-ресурсы, 11% - на все то, что не вписалось в предыдущие категории.

И всего этого SU достиг к своему 21-летию, которое он отметил в этом году: SU появился на свет всего за год до распада СССР – 19 сентября 1990 года. После запуска зоны .RU в 1994-м регистрация имен в SU была приостановлена и возобновилась только через 8 лет и более года была доступна только для владельцев товарных знаков. В июне 2003 года Фонд Развития Интернет, администратор «советского» домена, объявил о начале открытой регистрации доменных имен .SU. Интересно, что корпорация ICANN долгое время вообще собиралась удалить SU из DNS. Однако после тяжелых переговоров в 2008 году код SU (именно код!) по решению Международной организации стандартизации (ISO) был переведен в категорию исключительно зарезервированных, что фактически сделало невозможной ликвидацию соответствующего ему домена. И все же на деле статус домена SU с натягом можно назвать определенным - до настоящего момента в базе данных IANA SU числится как намеченный к удалению в связи с прекращением существования СССР.

Сергей Овчаренко, заместитель директора Фонда Развития Интернет, отвечающий за развитие домена SU, признает, что вопрос о его статусе для ICANN сейчас стоит далеко не так остро, как в середине 2000-х. Это чувствовалось и в ходе переговоров с
представителями ICANN и IANA в Дакаре
(октябрь 2011 года, международная конференция ICANN). «Стороны выразили понимание, что закрытие работающего, востребованного домена со 100 тыс. регистраций противоречит идеологии свободного Интернета для пользователей и обсудили пути выхода из сложившейся ситуации, - говорит Сергей, - При этом рассмотрели несколько вариантов формальных процедур, результатом которых должно стать признание ICANN домена .SU в качестве полноценного ccTLD. Мы, со своей стороны, пообещали, что приложим все усилия, чтобы аспекты функционирования домена были прозрачны как для международной интернет-общественности и ICANN, в частности, так и для пользователей домена». В корпорации высоко оценили социальную и образовательную деятельность фонда и позитивно восприняли его некоммерческий статус.

Способствуем безопасности

Деньги от регистрации имен в SU действительно идут на проекты, цель которых - повышение уровня безопасности использования Интернета детьми и подростками. Это ежеквартальный журнал «Дети в информационном обществе», первая всероссийская специализированная служба телефонного и онлайн-консультирования по вопросам безопасного использования интернет- и мобильной связи «Дети онлайн». Кроме этого, Фонд принимает участие в международных исследования «EU Kids Online II» и «EU Kids Online III», специалисты Фонда разрабатывают тренинги и обучающие программы для широкого круга пользователей.

«Без преувеличения можно сказать, что, регистрируя доменное имя в .SU, вы способствуете развитию безопасного интернет-пространства», - говорит Сергей Овчаренко. И думается обычным клиентам, которые просто регистрируют имена для своих будущих проектов, не задумываясь о какой-то высокой миссии, идущей бонусом к домену, стоит об этом почаще напоминать.

Не гонимся за большим количеством регистраций

Вообще к деятельности Фонда возникает двоякое отношение. С одной стороны, дотирование социальной сферы за счет доменов – дело благородное и во всех смыслах прекрасное. С другой – мы все-таки здесь все про бизнес, и участники этого бизнеса на доменах привыкли зарабатывать. И даже если смотреть на все это поверхностно и сравнивать сферу доменов, допустим, с продажей компьютеров, очевидно, что продать за 21 год 100 тыс. компьютеров в рамках большой страны – скромный результат, мягко говоря. И странно не пытаться эти компьютеры продвигать, или пытаться, но очень спокойно, не вкладывая средства в рекламу и PR. Координационный центр доменов RU и РФ (хоть его и тяжело отнести к примерам хорошего PR) задолго до старта РФ начал с элементарной рекламы на профильных конференциях, а сейчас представители КЦ участвуют везде, где только можно о нем упомянуть.

На мой вопрос, есть ли какие-то возможности у домена SU сделать рывок, хоть чуть-чуть приблизиться к лидерам российского доменного рынка, Сергей Овчаренко ответил, что они пока сконцентрированы на работе домена и предоставлении новых возможностей пользователям. «С моей точки зрения, PR должен быть подкреплен конкретными действиями, и у нас есть ряд идей, которые должны привлечь пользователей. Как только они будут реализованы, можно будет подумать и о рекламе домена. Что касается рывка, то мы не гонимся за большим количеством регистраций, а концентрируемся на предоставлении качественного и безопасного сервиса».

Противопоставление хорошего сервиса - рекламе домена, которая может (и должна бы) идти параллельно, опять же выглядит странно. Особенно на фоне недавних разговоров об удалении SU вообще, в том числе из-за того, что имен в нем зарегистрировано мало. Но Овчаренко против численных сравнений даже в рамках двух других российских доменов. «У SU свой путь и своя модель развития, которая будет претворяться в жизнь, - уверен он, - Кроме того, 100 тыс. зарегистрированных имен по сравнению со многими зарубежными доменами - это не так и мало, как может показаться на фоне RU и РФ».

Широкая интернет-общественность воспринимает SU достаточно позитивно, убеждают в Фонде. Многих впечатляет преданность пользователей домену, социальная направленность. И вообще - попытки закрыть домен с устоявшимся (пусть и небольшим) сообществом пользователей, в то время как ICANN запускает программу новых gTLD, по меньшей мере, нелогичны, говорит Сергей, но тут же признает, что SU, к сожалению, пока мало известен широкому кругу зарубежных пользователей, на это указывает и невысокое количество регистраций имен за пределами постсоветского пространства.

Красивая, безопасная, с настроением

Плюсы зоны SU для пользователей очевидны:

- это возможность зарегистрировать имя, которое уже занято в других зонах;

- подходящее настроение доменов для проектов, связанных с Советским союзом, или ориентированных на наших соотечественников, живущих за рубежом; 

- домен идеально подходит для исторических проектов;

- модная фишка – домен с историческим оттенком;

- имена в SU дороже, а значит менее расположены к возникновению дорвеев: регистрация доменного имени в SU в реестре на один календарный год обходится регистратору в 180 рублей (с НДС), конечному пользователю - не ниже 600 рублей. Для сравнения – в доменах RU и РФ в реестр уходит всего 70р + 18%НДС;

- в этом году в зоне был развернут безопасный протокол DNSSEC - SU стал первым из российских доменов, в котором была внедрена эта технология, правда, пока все находится на уровне работы с регистраторами и разработки «комплекса мер по содействию им». Хотят сделать все максимально удобно для пользователей.

...Ко всему этому еще бы и активное продвижение, глядишь, и поползла бы вверх статистика, смягчилось бы сердце строгой ICANN.

Марина Пурим,
обозреватель Info.nic.ru