09.07.12

Домены революций

Все значимые события, которые происходят в мире, быстро находят воплощение в доменном бизнесе. Интернет-предприниматели оперативно реагируют и на политические протесты, и на запуск новой техники, и на смерть знаменитости, покупая соответствующие событию доменные имена.

Оккупируй

Так случилось и с протестными движениями «Захвати Уолл-Стрит» (англ. Occupy Wall Street), которые начались в сентябре 2011 года в Нью-Йорке и были подхвачены в других странах. Домены со словами «occupy+ название страны» в зонах .COM, .NET, .ORG стихийно расхватали еще в сентябре-октябре прошлого года. Регистраторы у этих доменов разные, хотя многие предпочитали компанию GoDaddy. Владельцы многих имен ожидаемо выбрали опцию private person.

За два месяца в США было зарегистрировано 5200 доменных имен с призывом оккупировать что-нибудь. Среди вариантов: «occupy Hollywood» (а также Чикаго, Атланту или Бостон), «occupy space» (захвати космос) и даже «оккупируй это, то, меня или тебя». Эксперты подсчитали: за первые 9 месяцев 2011 года было зарегистрировано всего 80 имен с приставкой «occupy», за последние два - в 65 раз больше.

В октябре 2011 было выставлено на продажу имя Occupy.com, которое было впервые зарегистрировано еще в 1998 году. Представитель владельца домена тогда говорила, что для его продажи наступило прекрасное время. За сколько оно было куплено, неизвестно. Сейчас на этом домене расположен независимый некоммерческий медиа-ресурс, посвященный протестному движению.

Домен Occupywallstreet.net в ноябре прошлого года был куплен за $8 тыс.. Его бывший владелец – некий Марк Эллис, занимается доменным бизнесом. Он зарегистрировал имя 23 сентября 2011 года, спустя 6 дней после того, как активисты вышли в Zuccotti Park в Нью Йорке. Эллис рассказывал, что у него в портфолио больше тысячи доменов, каждый из которых обошелся ему в $9. Протестантам же красивый домен нужен был, в основном, для сбора пожертвований на сайте, на которые они, собственно, и осуществляют свою деятельность.

Осенняя доменная лихорадка

Первые акции в Канаде и Германии прошли 15 октября прошлого года, но домены Occupycanada.com и Occupycanada.org были зарегистрированы за две недели до этого, а Occupyberlin.com и Occupyberlin.org – в начале октября.

Интересно, что имена в зонах .COM, .NET, .ORG регистрировались не одновременно, то есть, например, Occupyaustralia.com – 6 октября, Occupyaustralia.org – 13 октября, а Occupyaustralia.net – 25 октября. Только у доменов Occupylosangeles.com, Occupylosangeles.net и  Occupylosangeles.org совпадает день регистрации – 23 сентября 2011.

Домен OccupyWallStreet.org один из организаторов движения Калле Ласн зарегистрировал 9 июня 2011 года, его контакты открыты в Whois. Сейчас этот домен перенаправляет на сайт канадской некоммерческой организации www.adbusters.org, которая занимается вопросами антипотребительства и улучшения окружающей среды. Калле Ласн – основатель этой организации. Другой сайт движения работает на домене Occupytogether.org, он был зарегистрирован 23 сентября 2011 года. Работает сайт под доменом Theoccupystore.com, там продают «одежду революции». Еще один домен - Occupywallst.org был зарегистрирован 14 июля 2011 года, в данный момент сайт под ним не работает.

На аукционе GoDaddy сейчас выставлены на продажу домены Occupiedpalestine.com, Occupiedinamerica.com, Occupiedstates.com и др. На Sedo можно купить Occupy.eu за почти €3 тыс., а также Occupyeverything.net почти за €2 тыс., Occupyplace.com и Occupyholidays.com - за €3 тыс. каждый и еще несколько десятков «околооккупайных» доменных имен.

Чья белая ленточка?

В России домены, связанные с протестными движениями, активно регистрировали тоже в октябре: Occupyrussia.ru, Occupymoscow.com, Occupymoscow.net, Occupymoscow.org, Occupymoscow.ru. Ни на одном из этих доменов сайта сейчас нет. В начале мая 2012 на Чистых прудах оппозиционеры разбили лагерь ОккупайАбай, домены Occupyabay.ru и Оккупайабай.рф были зарегистрированы 10 мая 2012 года.

Громкая история была связана с доменом Belayalenta.com, он был зарегистрирован 9 октября 2011 года. Выборы в Госдуму в России, результаты которых и вынудили многих россиян выйти на улицы, состоялись 4 декабря 2011, выборы Президента – в марте. Идею белых ленточек как символа протеста приписывают специалисту по интернет-технологиям Арсену Ревазову, который написал об этом в социальных сетях в начале декабря. То, что домен Belayalenta.com к тому времени существовал уже как два месяца, называют совпадением, мол, идея именно белых лент пришла в голову не одному Ревазову, а с другим значением существовала и раньше.

О том, кто в действительности зарегистрировал домен, ходило много слухов. По телевизору говорили о том, что протест российского народа был спланирован задолго до результатов выборов, что заблаговременная регистрация домена и подтверждает. Авторство идеи также приписывали Госдепу США для «раскачивания лодки» в России (из-за выбора именно зоны .COM), «Единой России» - в качестве провокации, говорили и о том, что домен был зарегистрирован для других целей, но его вовремя актуализировали под тему дня.

Революция социальных сетей

Несмотря на то, что «околопротестные» домены были оперативно зарегистрированы, сайты под этими доменами, да и сайты вообще, не были основным инструментом информирования граждан и влияния на них. Свидетельства о фальсификациях на выборах выкладывались в социальных сетях, там же шли сборы денег на организацию митингов, там же на эти митинги собирали людей, выкладывали фотографии с акций протеста, карикатуры на политических игроков.

Сайты стали фигурировать в новостях в связи с DDoS атаками, причем, в основном, речь шла о сайтах СМИ. 4 декабря, например, не работали сайты «Эха Москвы», Slon.ru, журналов «Большой город» (bg.ru), The New Times (newtimes.ru), ассоциации «Голос» (golos.org) и ее проекта «Карта нарушений на выборах» (kartanarusheniy.ru), ЖЖ. 

В октябре прошлого года даже была подана заявка на регистрацию товарного знака «Occupy Wall Street». Заявители собирались использовать его для производства одежды, сумок, в периодических изданиях, на веб-сайтах, посвященных движению.

В тот же день в бизнес-целях зарегистрировать этот товарный знак собралась и некая компания  Fer-Eng Investments, но юристы были уверены, что успех будет на стороне инициативной группы, а не бизнесменов, т.к. они подали заявку первыми.

Ажиотаж вокруг протестных движений в мире – продолжение общей тенденции: доменные имена, связанные с важными событиями, всегда пользуются популярностью. Когда на рынке появился iPhone, в сутки регистрировали около 300 доменных имен, так или иначе связанных с брендом. В первый день - 450 доменных имен, связанных с названием, на следующий день  - еще 375 подобных доменов. Число таких имен вскоре дошло до 4 тыс.

Через несколько минут после того, как мир узнал о смерти Уитни Хьюстон, началась регистрация имен, связанных с именем певицы. Десятки таких доменов появились на eBay. Подобная реакция доменного сообщества была на смерть Эми Уайнхаус. То же самое происходило после ликвидации террориста Осамы бен Ладена.

***
Эксперты, правда, не уверены, что на всех именах, связанных с горячим событием или явлением, можно заработать. Но киберсквоттеры регистрируют их пачками, если какой-то не «выстрелит», возможно, они этого даже не заметят.

Марина Пурим,
обозреватель Info.nic.ru