26.10.12

NewgTLD— в середине большого пути

На ниве New gTLD — закономерное затишье. Те, кто хотел подать заявки на создание той или иной зоны, уже это сделали, некоторые даже успели отозвать их назад, а ICANN, кажется, окончательно определилась, как она будет одобрять и запускать новые домены в виртуальное плавание. Первые New gTLD, скорее всего, будут делегированы во втором квартале 2013 года. 

Мы подвели некоторые итоги — что происходило в этой сфере в последние месяцы, какие коллизии случались, какие варианты развития событий рассматривала ICANN и какие новые домены могут увидеть свет, пусть и почти через год.


Жеребьевка против «стрельбы из лука»


Недавно ICANN выбрала метод определения приоритетов при делегировании новых доменов верхнего уровня — это жеребьевка, которая позволит распределить 1 923 заявки, в данный момент находящиеся в ICANN, таким образом, чтобы количество новых зон в год не превышало тысячи. Жеребьевка будет проведена в один из дней в период с 4 по 15 декабря 2012 года. Заявителям будет предложено купить бумажные билеты с номерами. Номер на билете определит очередность обработки заявки. Стоимость билета составит $100 для каждой заявки, при этом необходимо личное присутствие заявителя или его представителя.

Первые результаты оценки заявок появятся уже в конце марта 2013 года, а их публикация продолжится до конца июня. В дальнейшем номер жребия также будет использоваться для назначения времени тестирования перед делегированием доменов верхнего уровня. В неделю планируется проводить примерно 20 тестирований и заключать 20 контрактов с будущими регистратурами доменов. При этом уточняется, что ни один домен не будет делегирован до конференции ICANN в Пекине, которая пройдет в начале апреля 2013 года.
Сообщается также, что приоритет будут отдавать IDN-доменам, дабы разнообразить систему DNS.
 
До этого вместо жеребьевки рассматривали так называемый метод батчинга — «цифровая стрельба из лука», — но представителям рынка эта идея не понравилась, хотя основания для выбора в ее пользу были: к корневой системе Интернета можно присоединить не более 1 000 имен в год — около 40 заявок в неделю. Идти по пути случайной выборки не позволяли законы о лотерее штата Калифорния. Согласно им розыгрыш могут проводить только компании, имеющие на это разрешение, а не некоммерческие организации, к каким относится ICANN. Корпорация планировала получить лицензию ради этого мероприятия.


Языком цифр

Администратор домена .UK приводит такую статистику: всего подано 1 930 заявок от 1 154 заявителей. Если все они получат одобрение, мир увидит новых 1 409 зон.



Топ-5 заявителей – Donuts, Google, Amazon, TLD Holdings, Domain Venture Partners. Кстати, одна инициативная группа выразила протест против того, чтобы Google и Amazon (а на двоих у них 177 заявок) стали владельцами большого портфолио New gTLD, так как это означало бы своеобразную «приватизацию» Интернета. Это также ставило бы под сомнение свободу и открытость Сети, по мнению группы. У Google могут оказаться зоны .EAT, .BUY, .BOOK, .WEB, у Amazon — .FREE, .GAME, .SHOP. А стартап Donuts и вовсе подал заявки на 307 имен и планирует стать регистратором. О реакции на выступление энтузиастов пока неизвестно.


 
Google недавно отозвала заявки на домены .AND, .ARE, .EST. Зачем вообще компания подавала заявки на эти имена — большой вопрос, ведь они были внесены ICANN в опубликованный заранее список защищенных от регистрации географических названий, и такой финал был предсказуем. Также не совсем ясно, почему ICANN позволила компании Google подать заявки на «защищенные» домены — при аннулировании заявитель потерял $165 тысяч.
 
KSB Aktiengesellschaft отказалась от заявки на имя .KSB, Eli Lilly отказалась от домена .CIALIS, а канадское телекоммуникационное агентство Rogers Communications — от .CHATR.
 
Еще около 16 заявок на New gTLDs находятся в списке с защищенными от регистрации, но пока что заявители не спешат отозвать их обратно.
 
Не обошлось без скандалов


Вообще шум вокруг заявок только набирает обороты. Так, компания Image Online Design (IOD), которой не удалось зарегистрировать домен .WEB в 2000 году, подала в суд на ICANN за нарушение условий контракта и прав на товарный знак. IOD апеллирует к тому, что корпорация никогда официально не отклоняла ее заявку. Таким образом, ICANN не имела права разрешать другим компаниям претендовать на одноименный домен. Сейчас 7 организаций желают получить домен .WEB.
 
Компания Name.Space обвинила ICANN в нарушении прав на товарные знаки и пренебрежение антимонопольным законодательством. Организация настаивает на том, что из-за сложности системы подать заявки на новые зоны могут только большие компании. Но причина скорее в другом: Name.Space — администратор альтернативной корневой зоны Интернета. Сайты, размещенные в ней, недоступны для просмотра большинству пользователей, так как, очевидно, для подключения необходимо использовать специальный DNS-сервер. Сейчас компания обслуживает 482 зоны. Названия 189 из них полностью совпадают с доменами, заявки на которые были поданы по программе New gTLD. Name.Space требует судебного решения, который запретил бы ICANN делегировать повторяющиеся домены, среди которых, например, .BANK, .HELP, .RADIO, .SEX и многие другие.
 
Полно желающих
 
Заявки были поданы из 60 стран, 884 из них были из американских компаний. 116 заявителей претендуют на IDN, среди которых на кириллице — .МОСКВА, .КАТОЛИК, .ОНЛАЙН, .САЙТ, .ОРГ, .ДЕТИ, .КОМ, .РУС.
 

 
7 компаний хотят использовать слово «новости», 8 — «музыка» или «кино», 7 — «любовь». Четыре организации желают получить слово «пицца», хотя не связаны с подобным бизнесом, только двое претендуют на название «секс».
 
53% заявок на New gTLD — домены общего пользования (.BANKING, .INSURANCE), 34% заявок подали бренды (.NIKE, .BBC), 6% — зоны на национальных языках, 4% — сообщества (.GAY, .RADIO), 3% — географические домены (.WALES, .LONDON).
 


Среди британских брендов, которые захотели привилегированного присутствия в Сети, — Land Rover, The Guardian, Next, BBC, Barclays и другие.
 
Банковые и финансовые услуги — одна из сфер бизнеса, в которой было подано наибольшее количество заявок на New gTLD от Великобритании. Представители этого бизнеса надеются, что сайты в новых особых доменных зонах будут способствовать развитию услуг, будут появляться более безопасные сервисы для пользователей, а сайты, созданные мошенниками, будут проще блокироваться.
 
Активность проявляют и телевизионные компании: американские Fox, Sky и Virgin, а также британские BBC, ITV. В автомобильном секторе лидируют заявки из США, Италии, Японии, за ними идут Германия, Великобритания и другие страны.
 


Мотивация брендов — создать аутентичное пространство, доступ к которому будут иметь клиенты из разных стран мира.

Из продуктовых брендов отметились Heinz, Mr Muscle, Vanish, среди брендов, представляющих индустрию красоты, — L’Oreal, Maybelline, Clinique, Lancome, Kerastase, Redken, среди модных брендов — Chanel, Gucci, Macys, Bloomingdales, Cartier и Tiffany.
Ожидаемо лидируют среди подавших заявки ИТ-компании. Первое место у Google — 101 заявка, затем идет Amazon — 76, Microsoft — 11. Рейтинг по сферам бизнеса выглядит так: хостинг, телеком, медиа, электроника, консалтинг, социальные сервисы.
 

 
Если посмотреть на общий список зон, которые могут появиться, кажется, что заглянул в будущее, где можно будет уверенно набрать hotel.moscow и не блуждать среди сотни невнятных страничек, с легкой руки оптимизаторов подсунутых поисковиком. Возможно, эта продвинутая логика — подумать, какой домен может быть у сайта, который тебе нужен, и попасть в десятку — будет доступна не только продвинутым пользователям, но и вообще всем, кто выходит в Сеть. И, помимо всех благ, которые сулят сейчас компании в ожидании одобрения ICANN своих доменных островов, изменится и сама атмосфера в Интернете. Будет не только безопаснее, но и проще. Уж точно проще, чем понять в теории, что такое New gTLD.

Марина Пурим,

обозреватель Info.nic.ru