Уходящий год был богат на доменные споры, что, впрочем не удивительно, индустрия развивается: растет как количество ее «последователей», так и людей, которые паразитируют на их «вере». Большую часть доменных споров можно назвать тривиальными, однако оставшиеся «перлы» удивили захватывающим сюжетом и неожиданным финалом.
Предлагаем вашему вниманию Десятку самых, на наш взгляд, ярких доменных споров 2012 года.
10. Всё зря
Страховая компания BGL Group Limited из Великобритании, которая «в народе» известна как CompareTheMarket.com, стала первым истцом, проигравшим спор по домену .XXX. Компания подала жалобу на Джона Ваткинса, который зарегистрировал домен CompareTheMarket.ххх в декабре 2011 года. Однако истцу не удалось доказать факт недобросовестной регистрации или использования домена. Также истец не смог предоставить подтверждение того, что ответчик пытался продать домен истцу. За ответчиком не числится никаких противоправных действий в прошлом. В итоге, BGL потеряла лишь деньги, а домен остался в руках прежнего владельца.
9. Доменный спор в качестве самозащиты
На девятом месте самых запоминающихся доменных споров 2012 года – спор по домену Nextdoor.com, сюжет которого напоминает захватывающий сериал. Решение по нему еще не вынесено, но уже стало очевидным, что стороны превратились в личных врагов. Напомним, что истец подал в суд на владельца домена Nextdoor.cm в целях самозащиты от ответчика, обвинявшего истца в краже бизнес-идеи.
8. Ответчика потеряли
Порой сложно поверить, насколько может стать запутанным доменный спор. Иногда суд даже теряет из вида стороны, которые участвуют в деле. Именно это и произошло с доменным спором в Австралии. По правилам, принятым в этой стране, для передачи домена от ответчика к истцу достаточно доказать недобросовестную регистрацию домена или его недобросовестное использование, а не то и другое, как прописано в Единой политике рассмотрения споров о доменных именах (UDRP). Компания Massive Networks Pty Ltd, владеющая доменом Pepper.com.au, была перерегистрирована в 2010 году. Таким образом, стало неясно, кому же теперь принадлежит домен. Комиссия решила, что ныне домен используется непонятно кем и не понятно для чего, и просто передала его одноименной компании Pepper Australia Pty Ltd.
7. Университет на защите чести своих студенток
После запуска скандального домена XXX в 2011 году, многим компаниям, известным лицам и организациям приходится несладко. То и дело регистрируются домены .XXX с их добропорядочными именами, но с неприличным контентом. Именно с такой ситуацией столкнулся и американский университет Бейлор, потребовавший передачу прав на домен BaylorGirls.xxx, который переадресовывал на «сайт для взрослых». И, конечно, выиграл.
6. Синди Кроуфорд очнулась
Многие известные личности уже давно «охотятся» на доменные имена со своими именами. Довольно странно, что Синди Кроуфорд, учитывая ее популярность, только сейчас заметила, что такой «стандартный» домен, как CindyCrawford.com находится в руках подозрительных личностей, разместивших на нем фотографии порнографического содержания. Арбитражный Посреднический Центр ВОИС находится на стадии принятия решения. Однако можно с уверенностью сказать, что домен будет передан законной владелице товарного знака «Cindy Crawford», а именно самой Синди.
5. Tucows в погоне за славой лыжной компании?
Член Комиссии ВОИС Дэвид Перкинс вынес решение, что регистрация домена Marker.com известной IT-компанией Tucows является киберсквоттингом, и домен должен быть переведен истцу, компании Marker Völkl (International) GmbH, которая занимается продажей лыжного оборудования. Marker Völkl является владельцем домена marker.de. Истец утверждает, что на сайте marker.com были размещены спонсорские ссылки, среди которых были компании, являющиеся конкурентом истца.
Технически, решение ВОИС было логичным, но очень трудно поверить, что такая компания, как Tucows, зарегистрировала домен с целью получить выгоду от использования бренда немецкой лыжной компании.
4. «Урбанистические» неудачи MasterCard
Видимо, планам компании MasterCard зарегистрировать домены с товарным знаком «priceless» для каждого города пришел конец. Несмотря на полноправное обладание товарным знаком «priceless», MasterCard не удалось заполучить домены pricelesslondon.com, pricelessparis.com, pricelessnewyork.com, pricelesslosangeles.com и pricelessmexico.com, так как домены были зарегистрированы до появления товарного знака «priceless». Как ни старался истец что-либо придумать, ему все-таки пришлось убедиться, что не все в этом мире можно оплатить по карте.
3. Audi vs. добросовестный ответчик
Компании Audi не удалось заполучить домен AudiCity.com, так как Посреднический Арбитражный Центр ВОИС не увидел никакого недобросовестного использования спорного домена. Нет ни единого доказательство того, что ответчик хоть каким-то образом пытался получить материальную выгоду от использования товарного знака известного автомобильного производителя, так как тематика сайта не имела ничего общего с автомобильной индустрией.
2. Три икса Аэрофлота
В начале этого года компания «Аэрофлот» обнаружила существование домена Aeroflot.xxx, зарегистрированного гражданином Грузии Коба Гигинешвили 10 декабря 2011 года. Содержание сайта имеет прямое отношение к авиационному бизнесу, однако тема авиации представлена в эротическом свете. Для имиджа такой серьезной компании, как «Аэрофлот» этот факт оказался довольно неприятным. Компания потребовала передачи прав на домен с целью искоренить слухи в российском Интернете, бьющие по престижу компании. И удачно это дело «провернула».
1. Долгая история с «окнами»
Эта история, полная противоречивых фактов, длилась целый год. В 1998 году российский предприниматель Дмитрий Шаповалов, занимающийся оконным бизнесом, зарегистрировал домен windows.ru (рус. „окна“). Лишь спустя 12 лет в 2010 году компания Microsoft впервые обратилась к ответчику с требованием добровольно отдать домен, но последовал отказ.
С тех пор прения не угасали. В августе 2012 года девятый арбитражный апелляционный суд в своем постановлении указал, что ответчиком не представлены доказательства того, что он является правообладателем одноименного товарного знака, доменное имя не отражает его имя или фирменное наименования компании. Действия бизнесмена могут расцениваться как акт недобросовестной конкуренции, потому домен должен быть передан под управление Microsoft.
Дмитрий Шаповалов пытался оспорить решение в Федеральном арбитражном суде Московского округа, но тот признал законным постановление нижестоящей инстанции. Сейчас адрес windows.ru перенаправляет на русскоязычный сайт, посвященный операционной системе Windows.
Алина Легойдо