29.05.13

Право на слово

В то время, как ICANN активно рассматривает заявки на новые домены (уже 436 получили ее одобрение), представители разных стран выражают протесты против того, чтобы то или иное имя принадлежало определенным брендам.

Неукротимый Amazon

Когда вы слышите слово Amazon, какая ассоциация первой приходит в голову? Тропический лес, длинная река или крупнейший интернет-ритейлер? И какое значение слова имеет больший вес? Правительства Бразилии и Перу недавно направили жалобу в ICANN против того, чтобы домен .AMAZON принадлежал онлайн-магазину. Представители этих государств хотели бы использовать слово «amazon» для защиты окружающей среды, обеспечения прав коренных народов и других общественных интересов.

Компания Amazon подала заявки не только на одноименный домен, но и на несколько других доменных зон, в том числе .SHOP, .SONG, .BOOK, .APP, .CLOUD и .KINDLE. Слово «book» ICANN уже включила в список тех, которыми не могут эксклюзивно владеть компании, так как они имеют общественное значение. А Authors Guild (Гильдия авторов) и The Association of American Publishers (Ассоциация американских издателей) подавали протест против использования в качестве доменов слов «book», «author» и «read». Досталось от них и Google за попытку получить домен .BLOG.

Одна инициативная группа выразила протест против того, чтобы Google и Amazon (а на двоих у них было 177 заявок) стали владельцами большого портфолио New gTLD, что означало бы своеобразную «приватизацию» Интернета, ставило под сомнение свободу и открытость Сети.

«Отдать такие доменные зоны в частные руки – значит вывести их из конкурентной борьбы. Получив преимущество, хорошо капитализированные организации смогут укрепить свои позиции на рынке. А потенциал для злоупотреблений окажется безграничным», - заявил по этому поводу президент Гильдии авторов Скотт Туроу (Scott Turrow).

 «Позволять регистрировать частным компаниям географические доменные зоны, чтобы они смогли укрепить стратегию или получить дополнительную выгоду, значит не соблюдать общественные интересы», - заявил министр науки и технологий Бразилии.

Amazon – не единственная компания, попавшая под пристальное внимание так называемых инициативных групп. Аргентина протестовала против стремления компании Patagonia получить соответствующий домен. Китай оспаривает домен .SHANGRILA, который хочет получить группа отелей с таким же названием.

У доменов .MOSCOW и .МОСКВА – нет противников

Домены .MOSCOW и .МОСКВА, которые ждут в России, не вызывали подобных противоречий среди общественности. «По правилам программы New gTLD заявитель должен представлять сообщество, чьи интересы непосредственно связаны с понятием, которое воплощает в себе домен, - рассказал Info.nic.ru Матвей Алексеев, исполнительный директор Фонда содействия развитию технологий и инфраструктуры Интернета. - В случае с Amazon действительно нашлись несколько сообществ, которые заявили свои права на это понятие, подойдя к его толкованию с разных позиций. А проект внедрения доменов .MOSCOW и .МОСКВА ведется при поддержке правительства Москвы, то есть изначально создавался для обеспечения общественных интересов. Кроме того, домены заявлены как публичные, и на этапе открытой регистрации получить имя в них смогут абсолютно все пользователи»

Кому – владеть, кому – нет

Корпорация Google правильно рассудила, что ICANN не разрешит ей владеть зонами для коммерческого использования, пишут зарубежные СМИ. Интернет-гиганту пришлось отозвать заявки на домены .AND, .ARE, .EST, а .APP, .CLOUD, .BLOG и .SEARCH остаются под вопросом.

Случаев, когда бренды сами отказывались от доменов, на которые подавали заявки, немало. Британская газета The Guardian отказалась от идеи владеть доменными именами .GDN, .GUARDIANMEDIA и .GUARDIANLIFE. Возможно, это связано с решением издания переехать из национального домена .UK в «международный» .COM - Theguardian.com, чтобы дать понять и читателям, и рекламодателям: аудитория проекта – весь мир, а не только Великобритания. Глобальный переход на собственные домены в газете, видимо, посчитали нецелесообразным.

Компания KSB Aktiengesellschaft отказалась от заявки на домен .KSB, Eli Lilly решила не регистрировать .CIALIS, а канадское телекоммуникационное агентство Rogers Communications – .CHATR.

На данный момент отозвано 67 заявок на создание новых доменов верхнего уровня. Среди слов, от которых отказались бренды: «buy», «mail», «app», «book», «home», «love», «online» и др. Среди организаций, отказавшихся бороться за некоторые из заявленных доменных зон, - Loreal, Hasbro, GoDaddy, Volkswagen, Amazon.

ICANN предсказывает аннулирование почти 650 заявок на домены верхнего уровня после периода первоначальной оценки. Это около 34% от объема заявок, поданных за время проведения первого этапа программы New gTLD (1930 заявок).

Ожидается, что около 105 компаний отзовут свои заявки перед тем, как они пройдут этап первоначальной оценки. Ведь тогда им вернут 70% от $185 тыс. - той суммы, которую они заплатили при подаче заявки.

Согласно правилам, чем позже заявка будет отозвана, тем меньше денег получит заявитель назад.

Разногласия верхнего порядка

Споры общественности и брендов вокруг слов, которые в будущем могут стать самостоятельными доменными зонами, ставят под сомнение саму идею создания нового пространства доменов верхнего уровня. Изначально предполагалось, что использование доменов, отличных от традиционных .COM, .NET, .ORG и т.п., даст дополнительные возможности владельцам сайтов, которые смогут более точно выражать свои интересы, и пользователям, которые будут лучше понимать тематику ресурсов.

Теперь же оказывается, что ключевые слова, попавшие в руки какой-нибудь компании, создают угрозу для их использования вообще. Но может ли быть найдена самая главная страна или самая главная организация, или группа пользователей, которым должно принадлежать, например, слово «book»? В мире доменов второго уровня такие коллизии решаются по принципу «первому обратившемуся», в ВОИС на основании владения товарными знаками или через суд. Но New gTLD стартуют одновременно, быть первым здесь невозможно, как и трудно отдать предпочтение тем, кто представляет интересы Патагонии или бренда Patagonia.

Логика подсказывает, что, кроме желания владеть каким-либо именем, должны быть возможности для этого. У интернет-гигантов и известных брендов такие возможности есть – и финансовые, и технические. (Напомним, что взнос за создание зоны составляет $185 тысяч.) Другое дело, что многие из тех, кто возражает против конкретных New gTLD, делают это не потому, что хотят сохранить слово «для себя», а ради того, чтобы оно в таком формате не принадлежало никому.

В похожей ситуации находятся бренды, которые не желают или не могут участвовать в доменной гонке верхнего порядка. Они не  застрахованы от того, что кто-то заполучит имя, которое будет их компрометировать, но и не хотят покупать его сами.

В то же время, закрывая возможность для брендов развивать какое-либо общеупотребительное слово, инициативные группы лишают пользователей нового опыта.

Домены типа .BOOK имеют огромный потенциал, уверен Матвей Алексеев. «На них могут быть размещены самые разнообразные ресурсы, которые касаются книг и всего, что с ними связано: сайты книжных магазинов, виртуальных библиотек, издательств, личные страницы писателей и промо-сайты отдельных книг, сайты, посвященные книжным вселенным (таким, как мир Толкиена) и так далее. 

На мой взгляд, наибольшей популярностью будут пользоваться социальные зоны, отражающие те стороны человеческой жизни, которые близки каждому: .SPORT, .FOOD, .SHOP. Еще одна группа потенциально успешных доменов – это домены больших городов. Существует тенденция превращения крупных городов в мегахабы, концентрирующие в себе все больше людей, денег, влияния, и вполне логично, что каждый из них задумывается о собственном брендинге. «Именная» доменная зона дает для этого большие возможности». 

Скорее всего, протесты общественности против инициатив некоторых компаний зарегистрировать те или иные домены верхнего уровня – только первые ласточки. Новая волна поднимется, когда бренды получат зону в свое распоряжение и озвучат концепцию, на каких условиях и что они будут там регистрировать. Разговоров о том, что интернет-гиганты «приватизировали» Интернет, наверное, будет больше.

Марина Пурим,
обозреватель Info.nic.ru