Появление новых доменов верхнего уровня совершенно точно изменит ландшафт доменной индустрии и восприятие Интернета со стороны пользователей. Если зоны .COM, .NET, .ORG может ждать отток пользователей в профильные домены и замедление роста, то у давно существующих нишевых зон (таких, как .PRO, .TRAVEL) есть шанс на новый взлет. Агрессивная пиар-компания новых зон сыграет на руку и «научит» пользователей набирать имена вида hotel.moscow, не добавляя в конце привычные «com» и «net». Если, конечно, узкотематические зоны вообще собираются стать массовыми, ведь изначально они были созданы для ограниченного использования или специальных целей.
Сегодня мы поведем речь о «стареньких» доменах – тех, с которых начинался Интернет, а затем превратился в то, что мы имеем сейчас. С его программой New gTLD в том числе, в рамках которой появится сотня новых доменных зон. Как "классики" DNS (например, .COM, .NET, .ORG, .MOBI, .XXX и пр.) чувствуют себя перед бурей и насколько популярны они сейчас?
Путешествие во времени
Домен .TRAVEL, появившийся еще в 2005 году, явно опередил время: в ноябре 2009 года в зоне было зарегистрировано 138 тысяч имен, а в октябре прошлого года … всего 20 тысяч. Столько же .TRAVEL собрал за первые два года жизни. Спрос на имена в нем падал постепенно, а представители сферы туристического бизнеса, на которых и был расчет, спокойно живут в «традиционных» зонах – национальных и .COM, .NET, .ORG.
Администратор домена .TRAVEL Tralliance пытался упростить правила регистрации, разрешал становиться заявителями не только тех, у кого туризм – основной бизнес, но и тех, кто был «заметным участником» этой индустрии. Другим послаблением тогда же стала отмена «привязки» доменного имени к названию организации. В июне 2008 года, имея в зоне 250 тысяч имен, администратор сообщил о намерении развернуть широкомасштабную рекламную кампанию «туристических» доменов. Но вместо роста зона начала падать.
Отсутствие интереса к этому домену связано в первую очередь со скромными PR-усилиями администратора. Например, главные новости на сайте Tralliance сейчас – это то, какие сайты выбрали имена в .TRAVEL. Их перечисляют поименно и гордо выкладывают список, кто уже в «теме», и список этот невелик. Кажется, затевая проект .TRAVEL 8 лет назад, администратор не был готов к многолетней игре и растерял запал. С другой стороны, получить имя в этой зоне не то чтобы легко: нужно получить уникальный идентификатор (UIN) у уполномоченной компании и только потом идти за доменом. Но Tralliance не зря сделал выбор в пользу такой сложной модели входа в зону – это обеспечивало ей некую элитарность, в отличие от доступного всем .COM.
Именные домены
Похоже, администратор .TRAVEL вообще не собирался делать популярной зону, достаточно было того, что она покрывает определенные запросы узкой части интернет-бизнеса, а явным преимуществом была относительная «чистота» домена. Видимо, те же настроения были и у других администраторов нишевых, спонсируемых gTLD, например, у Verisign, который стоит за доменом .NAME. В октябре 2013 года там было 215 тыс., хотя в январе 2009 года тот мог похвастаться 300 тыс. имен.
Правила в .NAME тоже изначально были непростые: сначала можно было регистрировать только имена вида Ivan.Petrov.name, потом таки разрешили имена типа petrov.name. В 2009 году в .NAME стартовала открытая регистрация многоязычных доменных имен. (IDN в нем могут содержать символы всех языков мира, в том числе и русского). В апреле 2012 года в зоне стала доступна регистрация имен, состоящих исключительно из цифр и/или цифр и дефисов. То есть возможностей для экспериментов – море, но привычным для рядовых пользователей .NAME так и не стал.
NAME, кстати, признавали самым опасным в плане фишинговых атак доменом (видимо, из-за специфики, – многочисленным «ивановым» приходилось экспериментировать со знаками, чтобы таки запечатлеть свое имя/фамилию в домене.
Домен как сервис
Падение числа регистраций наблюдается и в домене .TEL. При попытке объяснить современной молодежи, что это за домен, вы бы наверняка столкнулись с полным непониманием самой идеи. TEL предназначен для хранения контактной информации непосредственно в DNS без создания сайта и покупки хостинга. В 2007 году, когда он появился, такой сервис (а .TEL хочется назвать именно сервисом, а не зоной) был актуален. Его выбирали бизнесмены, которым нужно было что-то указать на визитке, и те, кто не хотел полноценно заниматься сайтом, но хотел где-то вывесить свои контакты.
TEL как будто изобрел сайтостроение заново: отдельно презентовались такие возможности, как вставка на сайт картинки, изменение цветовой схемы, печать документа с ресурса. На сайтах в «традиционных» доменных зонах на «традиционном» хостинге все это можно было сделать по умолчанию, но TEL автоматически генерировал сайты под доменами в реестре и возможностей для «маневра» там было очень немного.
Кроме того, с тех пор изменился и подход людей к поиску и потреблению информации – важнее контактов фирмы, сейчас, например, прайс на услуги, или точка на карте, или то, что компания публикует в соцсетях. Это с одной стороны, с другой – поисковые системы (например, «Яндекс» в России) стали показывать нужную информацию прямо в результатах поиска. То есть по запросу человек стал сразу видеть и ссылки на соцсети, и разделы сайта, и точки на карте с адресами и телефонами. Даже на сам сайт уже можно не переходить. Зачем в современной действительности держать микро-сайт в .TEL – не очень понятно.
Тем не менее сейчас в этой зоне работает 192 тыс. имен, а весной 2009 года их насчитывалось более 200 тыс.
От мобильных сайтов – к мобильным приложениям
Похожая история с доменом .MOBI – два раза он перешагивал отметку в миллион регистраций. Меньше чем за год с начала регистрации там было зафиксировано 500 тысяч доменных имен, но уже в 2008 году заговорили о его непопулярности. MOBI был создан для сайтов, которые пользователи просматривают с мобильных устройств. Его запустили в далеком 2005-ом. В 2006—2007 годах рынок смартфонов испытывал значительный рост. В 2007-ом Apple представила iPhone, а Google – платформу Android. Это было время, когда для доступа с мобильных устройств создавались разве что легкие версии сайтов, а о популярности специальных приложений от компаний, которые сегодня по сути заменяют для владельца смартфона сайты, тогда не было и речи.
Даже в 2009 году эксперты отмечали, что только 3% сайтов имеют специальную мобильную версию (которая корректно отображается на маленьких экранах), и придумывали сервисы для адаптации сайтов в мобильный формат. Справедливости ради надо сказать, что и в 2014 году не все сайты хорошо работают с мобильными устройствами. Так, российская Lenta.ru только недавно сделала переадрессацию на мобильную версию с мобильных устройств, до этого читателям предлагалось самим набирать не основной адрес сайта – lenta.ru, а pda.lenta.ru или m.lenta.ru, чтобы удобно читать новости.
Популярный .XXX
А вот кто хорошо себя чувствует из нишевых доменов, так это знаменитый .XXX – домен для взрослых людей с особыми интересами. Администратор ICM Registry сейчас акцентирует внимание на представителях бизнеса в качестве своей аудитории. «В .XXX есть домены, которые нужны вашему бизнесу», – заявляют на главной странице сайта. В мае прошлого года в зоне было зарегистрировано 206 тысяч доменных имен, а одна исследовательская компания даже назвала ее самой безопасной из gTLD.
ICM Registry сейчас запускает еще несколько доменов ххх-содержания: SEX, PORN и ADULT. Заявки на эти домены были поданы в рамках программы New gTLD. ICM Registy обещает автоматически и бесплатно зарезервировать товарные знаки во всех трех новых доменах всем владельцам .ХХХ.
Конечно, идея расширить «взрослое» доменное пространство не всем пришлась по душе. Нашлась группа – «Мораль в СМИ» (MIM), которая заявила, что gTLD порнографической тематики ведут к еще большему распространению столь аморального контента в Сети. По мнению представителей MIM, сайты для взрослых не переехали из COM в XXX, как ожидалось, вместо этого появились новые ресурсы на эту тему.
Не только идеологически подвергают критике создателей зоны .XXX: представитель индустрии развлечений для взрослых – компания Manwin подала в суд на ICM Registry, обвиняя администратора домена в монополии и завышении цен на доменные имена. В результате ICM Registry пришлось снизить цены на месяц.
Конкуренцию .XXX может составить национальный домен Синт-Мартена – SX, появившийся в конце 2011 года. Он так и позиционируется как конкурент ХХХ, используя в качестве слогана для своих рекламных материалов фразу «Самый горячий из новых доменов 2013 года» и соответствующие картинки.
Домен для профессионалов
Специальный домен .PRO, хоть и не на такую интересную тему, но тоже хорошо вписался в современную действительность, его, пожалуй, тоже можно теперь назвать массовым продуктом. Изначально «профессионалами» (а это домен именно для профессионалов) считали только юристов, бухгалтеров, инженеров и врачей, а в 2008 году «разглядели» еще 1100 профессий без ограничений по географии. Одно время даже требовали свидетельство того, что профессия у тебя есть (можно было показать диплом об окончании вуза). Потом правила упростили и затем усложнили вновь.
В 2012 году компания RegistryPRO, управляющая доменом без малого 10 лет, сменила владельца на Afilias. В тот момент в PRO насчитывалось 120 тысяч имен, несколько десятков после изменений в управлении не были продлены. В итоге количество доменных имен, зарегистрированных в зоне, дошло до 160 тысяч.
Традиционные лидеры
Подавляющее большинство доменов – немногим более 113 млн – сейчас приходится на .COM, который оставил далеко позади второй по численности .NET c его 15,5 млн. Речь идет о данных, собранных среди администраторов доменных зон, по состоянию на 30 сентября 2013 года. Количество доменных имен в 5 доменах общего назначения – .INFO, .PRO, .ASIA, .TEL и .MUSEUM – сократилось по сравнению с августом того же года. При этом за тот же период домен .BIZ испытал быстрый рост в процентном отношении: число доменных имен увеличилось более чем на 7%, на 2,65 млн.
У «стареньких» доменов нет сенсационных взлетов и падений, пользователям расширения .COM, .NET, .ORG привычнее, кажется, даже национальных доменов. Не зная точно доменного имени, многие наугад подставляют в конце .COM и – угадывают!
В первом полугодии 2013 года количество регистраций доменов .ORG увеличилось на 13,6%. В зоне на сегодняшний день насчитывается более 10,3 млн доменных имен. За рассматриваемый период прирост составил почти 206,2 тыс. доменов, то есть в среднем 34,36 тыс. ежемесячно. Причем он идет за счет аудитории Индии: за последние 4 года количество доменных имен .ORG выросло там с 91 тыс. до 150 тыс. (60%-ный рост). 84,5% доменов в .ORG активны (есть сайт, переадрессация или парковочная страница).
На сегодняшний день в доменной зоне .NET зарегистрировано более 15 млн доменов, что в 10 раз больше, чем в 2000 году, когда там было 1,5 млн доменов. C 2006 года зона увеличилась в 2 раза. Доменные имена .NET зарегистрированы в более чем 200 странах мира. Около половины всех регистраций в домене .NET совершены на территории США.
Число доменных имен, зарегистрированных в домене .ASIA летом прошлого года, достигло отметки 500 тысяч. Зона растет за счет роста проникновения Интернета в Азии, хотя в CENTR считают, что количество регистраций в этом домене снижается.
У каждого домена своя история, своя ниша и своя команда. Точного секрета успешной жизни не знает никто, кто-то выбрал неправильную стратегию продвижения (как .TRAVEL – ведь сотни похожих доменов в New gTLD сейчас без сомнений взлетят), кто-то не знал, как сильно изменятся технологии и потребности пользователей (как .MOBI). Получая разрешение на запуск нишевых доменов много лет назад, администраторы и подумать не могли, что скоро из этого гнезда полетят тысячи зон – для всех областей человеческой жизни. И что Интернет станет другим.
Марина Пурим