19.03.14

Домены в ссылку

Существует целая категория исследований по косвенным признакам, когда выводы о каком-то явлении делаются после изучения совершенно посторонних на первый взгляд вещей. Так, некоторые европейские страны применяют методику подсчета туристического потока по колебаниям потребления пива и хлеба. По заказу большой партии ЖК экранов предсказывают скорое появление нового смартфона. Значительный рост поставок серебра высокой чистоты по заказу министерства обороны США выдал иностранным разведкам Манхэттенский проект.

Интернет не зря сравнивают с человеческим организмом. Между всеми его составляющими так много различных и не всегда очевидных связей, что любые действия сопровождаются совершенно непредсказуемыми последствиями в совершенно неожиданных местах.

***
В начале декабря 2013 года на конференции IBC Russia представитель Яндекса Александр Садовский объявил о том, что в скором времени самый крупный российский поисковик откажется от учета внешних ссылок при ранжировании результатов поиска. Новый алгоритм будет введен не сразу, в начале от ссылок откажутся при анализе только коммерческих запросов и только в Москве, но потом, по словам представителей компании, эта практика распространится на весь поиск.

Доля Яндекса среди поисковиков, которыми пользуются жители России, занимает около 60%, и вокруг его основного сервиса сложился свой большой и успешный многомиллионный рынок — по итогам 2013 года его объем был оценен почти в 500 миллионов долларов. Это оптимизаторы, биржи ссылок, сервисы уникализации контента и многое другое.

Отказ Яндекса от учета ссылок нанесет серьезный удар по этой индустрии, и в конечном итоге приведет к перераспределению денег между статьями бюджета на продвижение. Однако помимо очевидных результатов, вроде сворачивания рынка SEO, это решение повлечет еще несколько не столь легко прогнозируемых последствий. В частности, новый поисковый алгоритм может привести к заметному уменьшению числа зарегистрированных доменов.

В настоящее время ссылочный рынок работает вот так. Специальные люди покупают хостинг и много доменных имен, затем при помощи особых скриптов (их сейчас очень много в свободном доступе) на этих доменах создаются сотни и тысячи сайтов, как правило на бесплатных CMS вроде Wordpress, и автоматически наполняются текстами, прошедшими через сервисы уникализации. В результате получается некоторое количество площадок, на которых размещаются ссылки на продвигаемые ресурсы. Поисковые системы индексируют их, подсчитывают ссылки и повышают позицию продвигаемого ресурса в поисковой выдаче как авторитетного (на него же многие ссылаются). Такие сайты обычно называют ссылочными фермами, или сайтами сателлитами, и их созданием оптимизаторы активно занимаются последние лет десять. 

Надо отметить, что идея размещать ссылки на сторонних ресурсах для повышения позиции сайта в поисковой выдаче родилась тогда же, когда сам поиск. Первоначально на многих сайтах даже был специальный раздел, в который владельцы за вознаграждение вставляли SEO-ссылки и таким образом делились с продвигаемым ресурсом своей славой. Обязательным условием удачного продвижения является высокий рейтинг сайта (PR и тИЦ). И это же стало основной проблемой для владельцев сайтов – создатели поисковиков быстро научились вычислять их и начали понижать им рейтинг.

И вдруг все это станет не нужным. Схема, создававшаяся много лет, больше не будет работать, и все эти сайты также будут больше не востребованы. Ссылки по-прежнему учитывает Google, но американская компания также не раз заявляла о своем желании если не полностью исключить, то, по крайней мере, снизить влияние внешней ссылочной массы на позицию ресурса. Вполне возможно, что специалисты Google с большим интересом следят сейчас за экспериментом своих российских коллег, и в случае успеха похожим образом модернизируют собственный поисковый алгоритм. И даже если американский гигант не пойдет на этот шаг в ближайшем будущем, сокращение ссылочных бюджетов будет настолько заметным, что оставшихся денег явно не хватит на то чтобы поддерживать такое количество сайтов. Затраты там минимальные, но все-таки не нулевые, а если вспомнить, что отдельные люди и компании могут иметь поисковые фермы на десятки тысяч ресурсов, то цифра получается более чем внушительная.

Одна из основных статей расхода при поддержке этих сайтов – оплата доменного имени. Если хостинг можно выбрать один, и спокойно разместить на достаточно хорошем тарифе тысячу страниц, то доменные имена у всех этих страниц должны быть разными. Доменное имя выступает уникальным идентификатором ресурса, и с его помощью поисковик может понять, принадлежат ли страницы одному или разным сайтам.

Между тем, стоимость регистрации доменного имени в зоне .RU на год составляет в среднем около 600 рублей. Люди, регистрирующие домены в больших количествах, чаще всего работают с регистраторами по специальным партнерским тарифам, но и там цена одного домена редко опускается ниже 100 рублей. Умножаем это на 2000 (примерное количество сайтов, на которых надо разместить ссылку для продвижения среднечастотного ресурса), и получаем довольно большую сумму. Если учесть, что денег они будут приносить гораздо меньше, то в их содержании больше не будет надобности.

По данным статистического сервиса stat.nic.ru на декабрь 2013 года доля доменов, используемых для поисковой оптимизации, составляла около 5%. Доля не очень большая, но поскольку зона .RU уже вплотную приблизилась к отметке в 5 000 000 имен, речь может идти приблизительно о 250 000 доменов – больше, чем имеют на своем балансе 80% аккредитованных регистраторов.

Вряд ли стоит ожидать резкой «просадки» зоны .RU на эти 250 000 доменов, однако изменение динамики роста зоны все-таки будет заметным. Домены регистрируются на год, и снимать их с делегирования сейчас никто не будет. Они спокойно доживут свой век и будут постепенно освобождаться по мере того как их перестанут продлевать.  Кроме того прекратится регистрация новых доменов для целей поисковой оптимизации, а значит это незначительно, но все-таки скажется на темпах роста зоны.

Принятие нового поискового алгоритма скажется и на бизнесе регистраторов доменных имен. Часть из них плотно работала с этим направлением, партнерские отделы компаний имели тесные связи с основными игроками SEO-рынка, предлагали им специальные тарифы. По всей видимости, в течение ближайшего года структура их доходов значительно поменяется, и стоит ожидать изменений в рейтинге крупнейших регистраторов зоны .RU.

Будет интересно понаблюдать, каким образом перераспределится рынок поисковой оптимизации. У компаний есть деньги на продвижение своего сайта вверх на странице выдачи, и они по-прежнему будут готовы с ними расстаться. Возможность искусственно повлиять на позицию в поиске очень заманчива, и, по всей вероятности будет создаваться новый рынок, вращающийся вокруг других, более значимых, по мнению Яндекса, показателей.

Например, Яндекс неоднократно говорил о том, что учитывает поведенческие факторы пользователей и планирует делать на них все большую ставку. Будет иметь значение время, проведенное на сайте, количество возвратов, глубина просмотра, количество страниц и многое другое. Возможно, стоит ожидать появления роботов, которые будут ходить по сайтам и имитировать поведение живых пользователей, переходить по ссылкам, перемещать курсор мыши. А финансироваться их создание будет на деньги, ушедшие с доменного рынка.

Михаил Анисимов

*Оригинал статьи опубликован на портале TheRunet и журнале "Интернет в Цифрах"