Тренд брендирования городов по всему миру продолжает набирать обороты. Гербы и флаги устарели – на их место пришли символы, дизайн-стиль, логотипы и другие более современные обозначения. К этой новомодной символике теперь можно смело отнести и домен, – конечно, если таковой у города есть.
В этом плане может быть спокойна наша столица: у нее есть целых две зоны – .МОСКВА и .MOSCOW (в них сейчас проходит приоритетная регистрация). И это не просто повод для гордости, но и вполне реальный инструмент для локального бизнеса, который без лишних слов сможет рассказать о своем местоположении через адрес сайта.
Подобных доменов-городов есть еще несколько десятков, и для обмена опытом их администраторы даже объединились в специальную группу – GeoTLDs. И возможно, скоро соответствующая ассоциация будет создана внутри самой корпорации ICANN.
Несомненно, участникам GeoTLDs есть, о чем поговорить. Ведь домены-города отличаются и от национальных доменов, и от доменов общего назначения, которые традиционно обозначают отрасль или любую другую нишу.
.PARIS
Один из главных вопросов, стоящих перед администраторами городских зон и ICANN, – разница в видении правил и ограничений. Так, администратор .PARIS делегировал одно имя (bienvenue.paris) из списка запрещенных к регистрации корпорацией ICANN, поскольку потенциально они могут вызвать доменные коллизии. Муниципалитет столицы Франции заявил, что не считает имя опасным, и поэтому пошел против правил. Этот случай может стать прецедентным для отрасли и повлечь не только судебные тяжбы между ICANN и администратором, но и похожие конфликты в других городских доменах. Во что выльется эта история, можно будет наблюдать в ближайшие месяцы.
.BERLIN
Что касается маркетинга и привлечения внимания к GeoTLD, на данный момент самый внушительный опыт накопился у .BERLIN. Дело в том, что этот домен первым среди своих «собратьев» запустил открытую регистрацию (это произошло еще в марте 2014 года). Этап Sunrise администратор .BERLIN признал не самым удачным – за этот период было зарегистрировано всего 190 доменов. И виной тому не только слабый интерес со стороны пользователей – подкачало и взаимодействие с регистраторами, которое не всегда проходило гладко.
Зато открытая регистрация оказалась для домена столицы Германии более чем блестящей: сейчас .BERLIN занимает второе место среди всех новых доменов по количеству регистраций. Конечно, и здесь не обошлось без «но»: сначала администратор зоны объявил о значительном снижении цены на имена, а потом выяснилось, что некоторые регистраторы вообще раздавали домены бесплатно. А еще оказалось, что более 23 тысяч имен были зарегистрированы на одного-единственного доменного инвестора, крупного реселлера регистратора InternetX. Беда здесь не в бесплатной раздаче, а в том, что зачастую такие домены плохо продлевают через год, когда пользователям уже приходится платить.
.NAGOYA
Другой из достигших этапа открытой регистрации – домен японского мегаполиса .NAGOYA, который стал доступен всем желающим всего неделю назад и поэтому пока не предоставил отчет о своих успехах.
А также…
Другая обширная группа доменов-городов – те, где приоритетная регистрация идет сейчас или недавно окончилась. Кроме .МОСКВА и .MOSCOW к ним относятся .LONDON, . RIO, . KOELN и .NYC.
Представителям этих доменов тоже есть о чем рассказать. Так, в зоне Нью-Йорка есть так называемая «Программа первопроходцев» (Founders Program), по которой не более 50 профессионалов и компаний города смогут получить имена в .NYC до старта открытой регистрации. 15 июля администратор домена опубликует список участников программы, выбранных из числа желающих поучаствовать в ней. Такие пользователи .NYC станут отличным примером «обитателей» новой зоны и к старту открытой регистрации в октябре 2014 года смогут убедить всех сомневающихся присоединиться.
Похожая программа есть и в .PARIS, где уже выбрали 100 «посланников» (Ambassadors). Их сайты сейчас расположены в новом домене и призваны продемонстрировать прелести этой зоны владельцам товарных знаков и всем прочим желающим (Sunrise в .PARIS стартует только в сентябре).
Ожидают приоритетной регистрации и многие другие домены-города, включая японские .OKINAWA и .RYUKYU, канадский .QUEBEC и бельгийский .BRUSSELS.
В российских .МОСКВА и .MOSCOW программы для «пионеров» нет, зато хорошими примерами уже могут служить административные мэр.москва и government.moscow. Кроме того, после владельцев ТЗ в доменах смогут получить имена локальные и федеральные СМИ, фирменные наименования, НКО и наименования мест происхождения товаров из Москвы и МО. Вполне возможно, что они успеют создать интересные сайты на полученных адресах до старта открытой регистрации в .МОСКВА и .MOSCOW 1 декабря 2014 года.
* * *
Похоже, история GeoTLDs только начинается. И пока сложно предположить, кому из жителей мировых мегаполисов локальные зоны полюбятся больше. Но не приходится сомневаться, что они окажутся нужными и займут свое место в рядах других новых доменов.
Марина Чернецова