13.01.15

Выдающееся время

В канун Старого Нового года вспоминаем о событиях, которые определили развитие 2014 года.

Год запуска новых доменов

В 2014 году доменная отрасль пристально следила за ходом реализации программы корпорации ICANN по расширению адресного пространства Интернета. За это время было запущено более 400 новых доменов верхнего уровня (New gTLD). Количество доменных имен в них к концу года превысило 3,6 млн. Лидерами роста стали зоны .XYZ и .CLUB, на долю которых приходится более 25% всех New gTLD.

Первое место по числу регистраций в конце 2014-го занимал .XYZ, в котором насчитывалось больше 750 тысяч имен. На второй позиции находился китайский .网址 («сайт»), где число имен приближалось к 196,5 тысячам. Третьим шел .CLUB (159 тысяч доменов), а за ним вплотную - .BERLIN (155 тысяч имен).

Всего на данный момент делегировано 436 новых доменов, в которых аккредитовано более 220 регистраторов, включая ведущего российского регистратора RU-CENTER, принимающего заявки на более чем 200 New gTLD.

А как же чувствуют себя под таким давлением «старые» домены, появившиеся в до-new-gtld-эпоху?

«Старые» домены

В четвертом квартале 2014 года количество зарегистрированных доменных имен в «старых» доменах верхнего уровня превысило 280 млн, сообщается в отчете Ассоциации европейскихрегистратур CENTR. Рост за год составил около 7,2%.

Количество доменных имен в национальных доменах верхнего уровня увеличилось до 129,3 млн, при этом прирост по сравнению с предыдущим кварталом составил 1,7% (2,2 млн), а с аналогичным периодом прошлого года – 11,5% (13,3 млн).

По состоянию на 30 июня 2014 года в число 10 крупнейших доменов общего назначения, включая позиционируемые таковыми, вошли .COM, .TK, .NET, .ORG, .INFO, .BIZ, .CO, .MOBI, .ME и .TV, на долю которых приходится 176,2 млн доменных имен, или 63% всех «старых» доменов верхнего уровня.

Вторичный рынок доменов

На международном уровне год был отмечен рядом крупных сделок на вторичном рынке доменов.

Так, группа компаний GMO Internet, в которую входит крупнейший в Японии регистратор доменных имен, стала владельцем однобуквенника Z.com за 800 млн японских йен ($6,8 млн). Его продал японский автопроизводитель «Ниссан»; ранее домен предназначался для продвижения автомобилей серии Nissan Z.

Еще одна значимая сделка стала известна благодаря сообщению корпорации eHealth о том, что в первом квартале 2014 года она купила домен Medicare.com за $4,8 млн.

Ранее на крупное приобретение решилась компания Xiaomi Ink, купив доменное имя MI.com за $3,6 млн. По стоимости оно превзошло домен Whisky.com – $ 3,1 млн. Проданный в феврале 2014 года, тот побил результат предыдущего «алкогольного» рекордсмена Vodka.com ($3 млн).

Также в 2014 году компания ICM Registry, администратор домена .XXX, объявила о продаже доменного имени Sex.xxx за $3 млн. Она стала частью многолетней сделки общей суммой $5 миллионов между ICM Registry и Barron Innovations. В рамках нее последняя приобрела более 40 премиум-доменов. Среди прочих, в этот список попали доменные имена Black.xxx, Cam.xxx и Phone.xxx, стоимость каждого из которых равна шестизначному числу.

В марте 2014 года Youxi.com («игры») был приобретен китайским компанией Gamewave Group Limited – лидером игровой интернет-индустрии. Примерно в то же время китайский игровой портал 37Wan сообщил о приобретении домена 37.com почти за $2 млн. По словам основателей ресурса, «апгрейд» нынешнего «тяжеловеса» 37Wan.com до двухсимвольника – важный шаг: «37.com легче запомнить, кроме того, компания собирается начать экспансию на международный рынок».

В 2014 году стала достоянием общественности информация о состоявшейся на Sedo продаже за семизначную сумму: доменное имя MM.COM было реализовано на аукционной площадке за $1,2 млн.

Еще большую известность получила сделка по домену 100.com, благодаря тому, что сайт под ним призван дать новый взгляд на онлайн-образование в Китае: на портале будут проходить уроки английского языка, по окончании каждого из которых студентам будут платить по 100 юаней ($16).

А самым дорогим доменом января, замкнувшим ТОП-10 2014 года, стал wan.com (в переводе с китайского «игра»), стоимость которого составила $800 тыс.

Возмужавший Рунет

В 2014 году 7 апреля Рунет отметил свое 20-летие: именно столько времени назад и именно в этот день во Всемирной сети появился национальный российский домен .RU. Он начал развиваться вместе с уже существовавшей зоной Советского союза .SU. А затем, в 2009 году, к ним прибавился кириллический .РФ.

Согласно данным исследований Фонда «Общественное мнение», приведенным в отчете Российской Ассоциации электронных коммуникаций «Экономика Рунета 2013-2014», на зиму 2014 года уровень проникновения Интернета среди взрослого населения России составил 59% (68,7 млн чел.). При этом к числу активных пользователей уже сейчас можно отнести 48% (56,3 млн чел.). Периодически пользуются Интернетом 66% россиян.

Домен .RU, который считается «флагманом» российского сегмента сети Интернет, вплотную приблизился к 5-миллионной отметке. С этим результатом российский домен занимает четвертую позицию в списке крупнейших европейских доменов (его опережают лишь немецкий .DE, голландский .NL и британский .UK), а также пятое место среди всех национальных доменов верхнего уровня (к уже перечисленной выше тройке прибавляется еще и национальный домен Токелау .ТК) и 8-ое в общемировом чарте TLD. За 2014 год прирост в зоне .RU составил более 9%. 74% доменов .RU зарегистрированы резидентами, 81% – физическими лицами.

Российский .РФ  – первый кириллический национальный домен – сейчас насчитывает более 830 тысяч зарегистрированных доменных имен и является крупнейшим IDN верхнего уровня во всем мировом доменном пространстве.

В .SU, с появления которого 19 сентября 1990 года принято вести отсчет развития отечественного сегмента Сети, сегодня насчитывается более 117 тысяч имен. 82% доменов зарегистрированы на резидентов РФ. Из них 77,7% доменов владеют частные лица и 22,3% – юридические. Среди регионов по числу регистраций лидируют Москва, Московская область, Петербург и Свердловская область. Домен также пользуется спросом в Краснодарском крае и Новосибирской области. 

Компания RU-CENTER является крупнейшим регистратором .SU – она обслуживает более 73,8 тысяч имен, или 63,1%, в этой зоне.

Регулирование Интернета

В 2014 году курс на государственное регулирование Интернета продолжился.

Власти всерьез взялись за российский сегмент Сети. Первой в поле их зрения попала отечественная блогосфера. 1 августа вступил в силу так называемый «Закон о блогерах», входящий в «антитеррористический» пакет поправок к ряду федеральных законов. Согласно новым правилам, веб-ресурсы с посещаемостью более 3 тысяч уникальных пользователей в сутки должны быть внесены в соответствующий реестр Роскомнадзора и выполнять ряд требований, ранее предъявлявшихся только к СМИ. А их владельцы обязаны указывать на страницах ресурса свои ФИО и контактную информацию, а также возрастные ограничения для пользователей.

Попытки регулирования были и на международном уровне.

Предпосылки реформ

Так, ряд государств, в том числе и Россия, в 2014 году особенно обеспокоились подконтрольностью Сети Правительству США. Последнее, в свою очередь, заявило о необходимости передачи в руки международного сообщества управления Интернетом, в частности так называемых IANA-функций, под которыми понимается управление IP-адресами, доменами и реестрами параметров протокола и за исполнение которых сейчас ответственна корпорация ICANN.

По действующему контракту между корпорацией и Министерством торговли США, которое сейчас выступает их фактическим куратором, корпорация будет исполнять IANA-функции до 30 сентября 2015 года.

Для проведения реформы в начале июля 2014 года была образована специальная группа, куда вошли представители ряда государств, пользовательского, бизнес- и технологического сообществ, а также регистраторов доменных имен и администраторов доменов. Это объединение призвано разработать новую модель контроля над IANA-функциями, которая затем должна быть утверждена Министерством торговли США. Завершение реформы запланировано к осени 2015 года.

В Правительстве США заявляют, что не примут в качестве преемственной любую другую правительственную или межправительственную организацию. Таким образом, единственным приемлемым вариантом является передача IANA-функций такой структуре, в которой будут задействованы все заинтересованные стороны. В то же время уполномоченные лица выражают озабоченность, что переходный процесс может превратиться в «политический футбол» между многочисленными игроками, а также повлиять на открытость и прозрачность Интернета.

По мнению экспертного сообщества, механизм управления IANA-функциями должен быть построен на основе модели коллективного управления, позволяющей учесть интересы всех сторон.

Занесите в протокол

По данным ICANN, в настоящий момент из 642 существующих доменов верхнего уровня 447 поддерживают технологию DNSSEC. Среди европейских национальных доменов, по данным CENTR на май 2014 года, на этот протокол безопасности подписаны лишь 32 зоны.

В России DNSSEC начался с эксперимента на базе домена .SU. К настоящему моменту уже подписаны все три российских домена – .SU, .РФ и .RU. Однако DNSSEC большого распространения среди конечных пользователей до сих пор не получил. Сейчас количество подписанных доменных имен в домене .RU исчисляется несколькими сотнями, а в .SU и .РФ  – несколькими десятками.

Нужно больше IP

IPv6 пока также трудно назвать популярным в России протоколом, хотя необходимость его использования не оставляет сомнений.  IPv6 в России развивается аналогично другим странам мира - неравномерно: основной  проблемой остается  малое число пользователей IPv6.

Так, в США сейчас освоено 7,31% IPv6-адресов, в Бельгии - 16,84%, в Германии - 8,03%, в Румынии - 7,71%, в Швейцарии - 9,48%, в Японии - 3,48%. Такие данные представила президент Совета Швейцарии по вопросам внедрения IPv6 Сильвия Хаген на конференции «IPv6 Day and more».

Развертывание протокола в России - 12,99% (по методике Cisco). Из рейтинга Alexa 28 сайтов уже работают на IPv6 в России (2 сайта имеют IPv6-записи DNS, но сайты по протоколу недоступны, и 4 тестируют технологию, но не имеют записи в DNS).

По данным Максима Буртикова из RIPE NCC, в России сети IPv6 получили уже 40% российских участников RIPE NCC, и это в абсолютных цифрах является европейским рекордом.

Каким будет 2015 год, покажет время.

Обзор подготовил Сергей Астахов