07.07.08

Домен желает трудоустроиться

Выдающиеся темпы роста в национальных доменах привыкли связывать с уровнем проникновения Интернета, развитием рынка и демократичными правилами. Другими словами, 12 млн в зоне DE – это небольшой предмет национальной гордости немцев, а 1,5 млн в RU – это повод порадоваться за Рунет. Между тем, существует немало ccTLD, в буквальном смысле работающих на иностранцев. Своей стране они тоже приносят пользу – правда, исключительно в денежном эквиваленте. Такие "гастарбайтеры" образовали довольно многочисленную группу, превратившись в последнее время в настоящую альтернативу перенаселенным gTLD.

Колонизаторы двадцатого века

Теоретически, роль наемника может сыграть любая национальная зона, стоит лишь придумать соответствующий "доменный хак". Самый известный пример – сервис закладок del.icio.us, который обосновался в национальном домене США. Привлекательным окончанием для англоязычных фраз стал итальянский домен IT (has.it или find.it), хотя аналогичные регистрации можно обнаружить и в доменах общего пользования.

Настоящие "домены по найму", как правило, целиком и полностью отданы во власть маркетинговой идее, которая вытесняет географию на второй план. Самые успешные "гастарбайтеры" добиваются того, что большинство пользователей вообще не ассоциирует популярный домен с какой-либо страной, считая его очередной gTLD. Пожалуй, лучше всего это пока удалось Тувалу (TV) и Микронезии (FM). В остальных случаях – скрытые возможности национального домена открываются в процессе регистрации, и обрадованные маркетологи начинают их истово пропагандировать. Так, географический код Американских островов Самоа (AS) для жителей Дании и Норвегии означает аббревиатуру акционерного общества. Такой же смысл имеет для немцев национальный домен Антигуа и Барбуда (AG). Остров Лонг-Айленд, на котором расположены несколько районов Нью-Йорка, "не по назначению" использует домен европейского государства Лихтенштейн (LI). На службу геймерам поставлена зона GG (остров Гернси), музыканты и диджеи обосновали в национальных доменах DJ (Джибути), MU (Маврикий) и CD (Республика Конго). Наконец, подрабатывать на двух буквах пытаются даже те, кому повезло намного меньше и не досталось однозначной расшифровки.

Например, CC (Кокосовые острова) или TO (Тонга). Национальных доменов, претендующих на роль gTLD, можно насчитать не меньше двух-трех десятков. Все они по-разному воспринимают свое везение: некоторые страны превращают собственный ccTLD в "золотой прииск", другие видят в этом всего лишь очередное преимущество, а третьи – и вовсе игнорируют.

Наверное, самой яркой и сказочной является история с доменом Тувалу – небольшого островного государства в Тихом океане, которое через 50 лет исчезнет с поверхности земли. Правительство страны догадалось продать домен TV предприимчивому канадцу Джейсону Чепнику еще в 1998 году. Предложенная сумма в $50 млн. казалась островитянам огромной – появилась возможность инвестировать в социальную сферу, строить дороги и вступить в ООН. В 2002 году права на TV выкупила компания VeriSign, которая наряду с "тяжеловесами" COM и NET администрирует наемный домен Кокосовых островов – CC. Телевизионный домен, который американцы выменяли у островитян на доллары, оправдал ожидания, однако защитить Тувалу от наступающего океана так и не смог – предотвратить затопление способны лишь многомиллиардные инвестиции. Интересно, что в прессе эта история подавалась исключительно в радужных красках. Люди-дикари никогда не видели компьютера, так пусть же домен TV – неожиданно обрушившееся на них счастье - позволит им просуществовать еще несколько лет на их бесплодных островах.

Другой нашумевший домен, отправленный на заработки, превратил свою страну в "WiFi-нацию". Крошечное государство Ниуэ (домен NU) построило на "гастарбайтерские" доходы национальную беспроводную сеть, чем до сих пор очень гордится. Интерес к NU демонстрируют, в первую, очередь скандинавы, а также жители Нидерландов и Бельгии, для которых это буквосочетание означает "сейчас". Кроме того, двухбуквенный код Ниуэ можно расшифровать как "ню", что тоже создает некоторый спрос.

Армия наемников постоянно пополняется. Например, в мае этого года началась предварительная регистрация в домене Черногории (ME). Регистратура – компания doMEn – с самого начала связывала большие надежды с международным потенциалом этой зоны. Предполагается, что возможность регистрации в ME вызовет живой интерес у владельцев персональных сайтов и блогеров.

Как выглядит типичный гастарбайтер?

Работа по найму диктует свои условия. Большинство преуспевших "гастарбайтеров" сильно отличаются от своих собратьев по ccTLD – по условиям, ценовой политике, маркетинговой активности и позиционированию.

Как уже отмечалось, основная ценность удачливого наемника – подходящая расшифровка географического кода в каком-нибудь "общем" смысле. Так, в домене Тувалу разглядели телевизионный потенциал, домены Армении и Микронезии оказались созвучны диапазонам радиоволн – AM и FM, в зоне SR (Суринам) уловили намек на пожилых людей (англ. seniors). Не повезло таким менее очевидным сокращениям, как CC или WS (Западное Самоа). Если последний пытаются толковать как "веб-сайт", то для Кокосовых островов сама регистратура – VeriSign – приводит дюжину расшифровок: кредитная карта, классные шмотки, чат-коммьюнити, консалтинговоая компания и т.п. Так или иначе, для зоны пытаются найти четкое позиционирование, порой подкрепленное серьезными рыночными исследованиями.

Второй момент – минимум ограничений. Аналог gTLD должен демократично относиться как к резидентам, так и к нерезидентам, поэтому из правил регистрации исчезают всякие ограничения. В прайс-листах наемных ccTLD появляется обязательный пункт о премиум-именах. Как правило, стоимость стандартной регистрации не превышает $50-$100 в год, однако короткие, запоминающиеся комбинации, представляющие особый интерес, продаются отдельно. В этом случае цены запросто достигают несколько десятков тысяч. По специальным ценам уходят и цифровые домены. Все эти мероприятия позволяют извлечь из процесса регистрации максимальную прибыль.

Так, имена, состоящие из одной буквы, в зоне NU обходятся в 500 евро в год. Цена постепенно снижается с увеличением длины доменного имени и останавливается на отметке в 30 евро в стандартном варианте. $299 придется заплатить за регистрацию доменного имени в зоне SR, администратор ccTLD Туркмении (TM) просит $1 тыс. Кстати, до недавнего времени каждое имя в зоне TV обходилось его владельцу в $15 тыс., сейчас ценовая политика стала более дифференцированной и демократичной.

gTLD под чужой вывеской

Сдача в наем национального домена, выделенного каждой стране совершенно бесплатно, выглядит неоднозначно. С одной стороны, это внутреннее дело каждого государства – как распорядиться тем, что ему досталось: будь то полезные ископаемые, территория или домен. С другой стороны, появление ccTLD, которые по своей сути давно выполняют функции доменов общего пользования, вносит дополнительную путаницу в инфраструктуру мирового Интернета.

Пользователи давно заметили, что TV, FM или CC мало похожи на DE, FR или UK – как с точки зрения структуры, так и с точки зрения политики. ICANN никак не комментирует ставшие уже традиционными сделки, когда очередной национальный домен переходит в ведение VeriSign, Afilias или GoDaddy. Возможно, это и справедливо – каждая страна вправе распоряжаться выделенным ей адресным пространством по своему усмотрению.

Статья подготовлена Федором Смирновым, аналитиком info.nic.ru