29.09.03

Европейские регистраторы за свободную конкуренцию

Значение международного сотрудничества в рамках специализированных форумов

Пол М. Кейн, Председатель CENTR,

Paul.Kane@icb.co.uk

Прежде всего, позвольте мне поблагодарить ITU и Министерство связи и информатизации Российской Федерации за организацию этого интернет-симпозиума. Мне доставляет большое удовольствие быть сегодня здесь с вами, и, надеюсь, мы сможем поучиться друг у друга, совместно поработать и стимулировать рост экономического и социального процветания в каждой стране.

Я являюсь избранным Председателем Совета европейских национальных регистратур верхнего уровня (CENTR). CENTR - это открытый форум, где обсуждается разработка правил, затрагивающих деятельность регистратур доменов верхнего уровня с кодами стран (ccTLD), разработка норм поведения (рекомендаций) в бизнесе, проводятся тренинги и передается опыт ведения бизнеса развивающимся регистратурам. CENTR тесно работает с Правительствами; только вчера, к примеру, я был сопредседателем проводившегося в Брюсселе совещания высокопоставленных представителей правительств стран Европейского Сообщества, включая те страны, которые в ближайшее время собираются в него вступить. Завтра я буду в Италии, председательствуя на Генеральной ассамблее CENTR'a, на которой будут присутствовать 48 национальных регистратур.

CENTR дает много преимуществ каждому национальному интернет-сообществу и соответствующим правительствам, и пользуясь сегодняшним пребыванием здесь, я бы хотел протянуть руку дружбы в адрес всех присутствующих. Мы проведем совещание в ноябре в Польше, в феврале 2004 года в Австрии, в июне - в Швеции и планируем проведение совещания в Армении в сентябре 2004 года. Мы также проводим бесплатные технические и административные семинары для членов CENTR, чтобы повысить уровень оказания услуг национальным пользователям Интернет. Если кто-нибудь из участников сегодняшнего форума захочет принять участие или прислать своего представителя на какое-либо совещание CENTR, свободно обращайтесь ко мне, и мы это организуем.

Членство в CENTR уже распространяется на многие страны, представленные здесь сегодня от Армении на Востоке до Исландии на Западе (регистратура .IS только что прислала заявку на вступление в CENTR, и она, скорее всего, будет официально принята завтра) Из списка участников я вижу сегодня 12 регистратур - членов CENTR. Если ваша страна уже является членом CENTR, вы можете связаться с нами через соответствующее контактное лицо регистратуры (мы дружелюбны!); если ваш ccTLD еще не является членом CENTR, возможно, нам следует обсудить с вашей регистратурой, насколько нам всем полезно для обмена опытом членство в CENTR.

Позвольте мне теперь процитировать одного из Директоров Правления CENTR, Барбару Повсе из Словении, которая говорит: "Интернет - это побочный продукт уникальной комбинации инновации, военной стратегии и международного сотрудничества"... и в самом деле, как мы видим Интернет играет все большую роль в жизни миллионов, и последний из перечисленных компонентов многих сегодня волнует: международное сотрудничество является сутью Интернета и нам нужно делать все что в наших силах для его сохранения и улучшения. История учит нас, что плодотворным является сотрудничество между равными игроками на подходящих форумах. Я думаю, это именно то, что будет нужно и завтрашнему Интернету.

Свободная конкуренция как стимул внутреннего развития

Давайте проанализируем прошлое - ошибки и удачи. Как вы знаете, Интернет непохож на телефонную систему. Интернет с самого начала был разработан как полу-хаотическая сеть так, что довольно сложно установить параметры, ограничивающие его эксплуатационные свойства. На техническом уровне это означает, что электроны по мере прохождения через провода или волны будут находить путь наименьшего сопротивления к пункту назначения. Если сопротивление "искусственно регулируемое", то "естественная" природа технологии обеспечивает возможность обхода запрета; если сопротивление технически равно, скажем, 100% (например, аппаратный сбой), события 11 сентября 2001 года показали, что даже при отказе в работе систем и разрушении инфраструктуры, Интернет продолжает работать через спутник или через сотовые системы, при этом многие пользователи пребывают в неведении о разрыве.

Телефонная же система проектировалась более 150 лет назад как систематическое средство коммуникаций. Эта технология требует согласованного с определенной спецификацией функционирования каждой части сети, и повреждение при исполнении может отразиться на всем сервисе. Как результат, многие телефонные компании, благодаря превратностям конкуренции, заменяют свои базовую инфраструктуру на связанные с Интернет транспортные системы для передачи голоса и данных. На развивающемся конкурентном глобальном рынке это приносит как экономические, так и практические выгоды, стимулирует инновацию и возможности роста.

Иногда говорят, что конкуренция ставит более слабых в невыгодное положение по отношению к крупным игрокам, и поэтому требуется помощь правительств. Мне кажется, что, напротив, конкуренция и те возможности, которые предоставляет Интернет, могут дать как сиюминутные, так и долгосрочные возможности для роста.

Давайте посмотрим на конкретные примеры. В тех странах, где существует жесткое регулирование Интернет, уровень сервиса является низким, доступ ограничен, а цены очень высоки. В результате потребители ищут альтернативные способы доступа к Интернет, такие как нелегальный спутник, или используют сервисы, базирующиеся в другой стране, что и в том и другом случае порождает отток экономических ресурсов в другие страны.

Посмотрите на статистику регистраций доменных имен в Европейском сообществе. В Испании, например, из-за государственного регулирования домен .ES имеет менее 10% испанского рынка, а .COM - 92% испанского рынка. Испания недавно объявила о проведении реформ и либерализации. Франция, аналогично, имеет ограниченный рынок с менее 20% своего рынка в .FR, и в результате 81% французского Интернет-рынка использует домены .COM или .NET. Обе регистратуры - и .ES, и .FR - работают технически безупречно, однако доступу к доменному рынку препятствуют накладываемые условия. В оправдание искусственных порогов, установленных нормативными актами, можно составить подборку статистики, которая будет указывать на преимущества, которые могут быть извлечены в результате "регулирования" рынка. В то время как это может быть (а может и не быть) правдой на микроскопическом уровне, с перспективы обзора рынка более высокого уровня можно убедиться, что сильно зарегулированный рынок будет в невыгодных, неблагоприятных условиях, что, естественно, приведет к выводу о необходимости либерализации.

В тех странах, где Интернет пользуется все большей популярностью, регулируемые рынки также наблюдают существенный рост заимствований услуг третьих лиц (таких как почтовые сервисы Yahoo, Hotmail и MSN), расположенных вне юрисдикции и далеко за пределами национального регулирования. В противоположность этому, в либерально регулируемых рынках, услуги предоставляются внутри страны со всеми вытекающими отсюда возможностями создания рабочих мест и пользой от национального регулирования в других областях, таких как защита потребителей, защита информации и национальные стандарты делового оборота.

Интересным примером является Бельгия. Их рынок в определенной степени регулировался до 2001 года, когда .BE имел примерно 43% рынка, затем вследствие либерализации была стимулирована регистрация доменных имен, и доля национального бельгийского домена возросла до 74% и продолжает увеличиваться. Дания является лучшим либеральным ccTLD с 88% всех датских регистрантов, регистрирующих домены в .DK. Что же означает либерализация? Обычно это означает, что представители государства и индустрии совместно формируют Консультативный совет. Роль государства в этом совете - гарантировать соблюдение вопросов государственной политики, в то время как представители индустрии от разных заинтересованных сторон, включая провайдеров услуг Интернет, регистраторов, организаций интеллектуальной собственности, бизнес-потребителей и общественные организации - все вместе участвуют в достижении наилучшего результата в соответствии с запросами национального рынка. Решения принимаются на основе консенсуса, и обе стороны в равной мере участвуют в разработке рекомендаций.

Я также хотел бы отметить профессионализм и эффективность работы многих членов CENTR из СНГ, в чьем ведении находятся национальные регистратуры. Эти регистратуры в последние годы продемонстрировали мировому Интернет сообществу свое понимание нужд потребителей и технических требований глобального и национального интернет-сообществ.

В поисках большей экономической выгоды

Позвольте мне сослаться на значительный рост в некоторых штатах в развивающейся экономике Индии. Индия - федеративная республика, состоящая из 28 штатов. Исторически, методы управления в стране основывались на регулировании и получении государственного дохода, исходя из условий, налагаемых нормативными документами. Традиционная экономика Индии зиждется на сельском хозяйстве, современном земледелии и ремеслах. Семь лет назад ряд штатов создали "Свободные экономические зоны" с низким налогообложением и отсутствием регулирования, для привлечения внутренних инвестиций частного сектора. Эта инициатива, в комбинации с использованием Интернет и преимуществ телекоммуникаций, смогла создать новый толчок в индийской экономике, создала значительное количество рабочих мест, что, в свою очередь, создает государственный доход в виде налоговых отчислений на социальное развитие. В рамках этой программы развития государственный контроль в части импорта и зарубежных инвестиций был сокращен, а приватизация внутренних производств проходит такими темпами, что Индия становится основным экспортером программных средств и программистов. Объявленный экономический рост составляет в среднем целых 6% с 1990 года, при этом уровень бедности сократился на 10%.

Для успешного развития Интернет существенно, чтобы именно частный сектор играл ключевую роль; либеральные рынки приносят выгоду для частных лиц путем улучшения качества предоставляемых услуг, для организаций - расширением коммуникаций и рынков, и для нации в целом - благодаря улучшению экономического климата. Улучшение и умножение путей доступа к Интернет и его информационным ресурсам частным лицам и организациям - это, в конечном счете, как раз то, о чем говорится при употреблении термина "информационное общество": не может быть никакого "общества" до тех пор, пока не признается интернет-сообщество во всем его многообразии.

Может ли быть информационное общество целиком предоставлено частному сектору? Я так не думаю. Я считаю, что участие и поддержка государства в качестве консультанта в процессе выработки правил регистратуры всегда должны приветствоваться. Кроме того, правительства могут создавать подходящий законодательный климат, как показывает индийский пример. Каждый человек в мире будет, в конечном счете, частью интернет-сообщества; правительствам и политическим институтам нужно взаимодействовать с интернет-индустрией для обеспечения полезного обмена информацией и стабильного развития.

Необходимые форумы: предоставление возможности для координации усилий частного и государственного секторов во взаимном уважении

Я полагаю, что для создания информационного общества необходимо взаимодействие государственных чиновников и представителей частного сектора для обеспечения максимально возможного уровня сотрудничества. Правительства хотят быть уверенными в получении экономической выгоды от феноменального развития этой новой среды. Работа, проделанная до сих пор правительствами для понимания вопросов, которые Интернет привносит в информационное общество, огромна; в частности, нельзя не отметить деятельность Правительственного консультативного совета ICANN (GAC) и работу представителей ITU в качестве членов GAC. Думаю, прошлогодняя встреча в Румынии эффективно продвинула вперед эту дискуссию. Прошли времена международных норм, которые невыполнимыми условиями фактически ставили слабых игроков в невыгодное положение. Независимо от степени развития и размера, все страны - развивающиеся и развитые, маленькие, средние и большие - все имеют одинаковый статус и голос в GAC.

GAC был создан специально для того, чтобы представители правительств имели форум, на котором можно было бы обменяться мнениями и взглядами по поводу своей политики, законодательства, и результатов их влияния на использование Интернет в странах. Состоящий в настоящий момент из 87 членов и организаций, GAC официально приглашал к участию в работе комитета 165 стран. Роль GAC сильно возросла с годами и более чем когда-либо важна в ICANN после реформ, ICANN, проведенных в начале этого года, с назначением контактных лиц, отвечающих за взаимодействие GAC и составляющих ICANN групп по различным вопросам (gTLD, iDNS, Whois, IPv6)... Это лучшее место для стран, желающих высказать свое мнение и быть услышанными, извлекая при этом пользу от непосредственного вклада частного сектора. Я настоятельно рекомендую всем присутствующим здесь и не являющимся членами GAC, посетить веб-сайт GAC (www.gac-icann.org) и подать заявку на вступление в комитет.

CENTR - другой хороший пример того, как обмен между заинтересованными сторонами может приносить пользу всему информационному обществу. Организуя очные встречи, тренинги и делясь информацией в списках рассылки между представителями регистратур, CENTR ведет свою деятельность значительно шире, чем в рамках Европейского сообщества. Как уже упоминалось, многие регистратуры из стран, представленных здесь сегодня, посетили встречу по IPv6 в марте этого года, посетят семинар по iDN в октябре, который будет посвящен включению национальных алфавитов в доменные имена (iDNs). CENTR помогает своим членам и соответствующим правительствам, с которыми регистратуры зачастую делятся подобной информацией, быть в курсе постоянно меняющихся технических и политических аспектов функционирования Интернет. Относящийся с должным уважением к региональному и техническому разнообразию своих членов, CENTR, я надеюсь, является еще одним подходящим форумом, который может помочь всем нам в усовершенствовании того информационного общества, которое мы все хотим видеть.

Подводя итог сказанному, я хотел бы, чтобы вы унесли с этой презентации следующие ключевые идеи

1) Управление Интернетом стабильно, надежно и в настоящее время не ущемляет культурного и операционного многообразия. С введением многоязычных доменных имен, признание культурного многообразия еще возрастет.

2) Интернет не похож на телефонную сеть, и он не может регулироваться так же. Попытка ограничить рост использования Интернет приведет к препятствованию и затруднению национального развития.

3) ITU играет важную роль - обеспечивать диалог и поддерживать связь как на сегодняшнем совещании - и ему целесообразно сосредоточить свое внимание на международном партнерстве государственного и частного секторов как на наиболее подходящем форуме для управления Интернет.

4) Наиболее важным будет создание тесных рабочих отношений с провайдерами услуг в интернет-индустрии - будь то ccTLD или gTLD - так чтобы их опыт и желание достичь успеха могли быть использованы для процветания вашей национальной экономики.

5) Проведение ответственной политики, учитывающей общественные и частные интересы, стимулирует стабильный экономический рост.

Давайте работать вместе в рамках сотрудничества, направлять своих представителей на наши совещания для обеспечения диалога и обмена информацией - мы собрались здесь, чтобы научиться чему-то друг у друга. Если Вы будете проводить совещание, на которое хотели бы пригласить CENTR, пожалуйста, связывайтесь с нами. (secretariat@centr.org)

Заключение: давайте работать вместе и обеспечивать дальнейший успех Интернет

В заключение и в преддверии Всемирного саммита по информационному обществу (WSIS). Звучали предложения передать ответственность за управление Интернет межправительственной организации (какой именно, неизвестно). Противоположный взгляд - управление Интернет осуществляется частным сектором в партнерстве с национальными правительствами и межправительственными организациями, такими как WIPO, ITU и OECD - которые все являются активными участниками ICANN.

Полагаю, настоящий симпозиум является следующим шагом в нашем продолжающемся диалоге и обмене информацией, который, я искренне надеюсь, приведет к экономическому успеху в ваших странах, охватывающему быстро меняющийся Интернет и возможности, которые он приносит.

© Перевод с английского К.Литвина, М.Степанова, редактор С.Рачинский. Координационный центр национального домена сети Интернет. 2003 г.