19.01.03

Судебные дела, основанные на товарных знаках

Нарушение прав на товарный знак имеет место в случае, если домен используется при оказании услуг или производстве товаров, в отношении которых истцу обеспечивается соответствующая правовая защита. Согласно Закону РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров", товарный знак - это обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц. На зарегистрированный товарный знак выдается свидетельство. Свидетельство удостоверяет приоритет товарного знака, исключительное право владельца на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве. Владелец товарного знака имеет исключительное право пользоваться и распоряжаться товарным знаком, а также запрещать его использование другим лицам. Никто не может использовать охраняемый в Российской Федерации знак без разрешения его владельца.

Фирменное наименование, которое зарегистрировано в установленном порядке, является средством индивидуализации. Использование средств индивидуализации может осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя. Лицо, неправомерно использующее чужое зарегистрированное фирменное наименование, по требованию обладателя права на фирменное наименование обязано прекратить его использование. Следует иметь в виду, что фирменное наименование состоит из двух частей: произвольной, являющейся собственно наименованием юридического лица, и обязательной части, содержащей указание на организационно-правовую форму и тип (закрытое или открытое). Фирменное наименование юридического лица указывается в его учредительных документах. Только в этом случае фирменное наименование считается зарегистрированным в установленном порядке и является средством индивидуализации истца.

Основной целью образования доменов в сети Интернет является отличие одной области информационного пространства от другой, а не формирование интереса к физическому или юридическому лицу. Домен не является ни средством индивидуализации юридического лица, ни средством индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг, ни результатом интеллектуальной деятельности. Введение домена, сходного до степени смешения с каким-то товарным знаком, в хозяйственный оборот возможно лишь после регистрации домена и зависит от конкретного использования домена в хозяйственной деятельности ответчика.

Администратор домена самостоятельно определяет порядок пользования домена, организацию, осуществляющую техническое сопровождение домена, организацию, через которую производится оплата работ по регистрации и перерегистрации домена. Администратор домена несет ответственность за выбор доменного имени, возможное нарушение прав на торговую марку, равно как и за конфликтные ситуации, возникающие при использовании доменного имени. Регистрация доменов в Российской Федерации осуществляется на основании заявки по принципу "first come first served" (первому подавшему заявку).

Организации, осуществляющие регистрацию доменов, не привлекаются в качестве лиц, участвующих в спорах о доменных именах. Регистратор не уполномочен производить предварительную проверку заявляемых к регистрации доменных имен на соответствие их каким-либо объектам, в том числе объектам исключительных прав (средствам индивидуализации) и др. В случае необходимости по ходатайству заинтересованной стороны регистрирующая организация может предоставить суду достоверную информацию о регистрации доменного имени. Кроме того, в процессе рассмотрения спора может быть запрещена передача прав на домен, но только при соблюдении установленной законом процедуры - в случае направления заинтересованной стороной по делу соответствующего документа из суда в адрес регистрирующей организации.

В настоящее время для признания действий владельца домена (ответчика) правонарушением необходимо установить, что товарный знак и обозначения, сходные с ним до степени смешения, используются ответчиком при производстве тех товаров и оказании тех услуг, в отношении которых владельцу товарного знака (истцу) обеспечивается соответствующая правовая защита.

При использовании после регистрации доменного адреса, сходного с товарным знаком, в отношении других товаров и услуг истец не имеет исключительных прав. Точно такие же права на домен имеют владельцы сходных товарных знаков в отношении товаров и услуг, указанных в их свидетельствах. Если домен не используется в хозяйственной деятельности, то права владельцев товарных знаков не являются нарушенными в отношении любых товаров и услуг. Суд устанавливает, нарушает ли владелец домена исключительное право истца на использование товарного знака, препятствует ли истцу в использовании его фирменного наименования и товарного знака в сети Интернет.

Обобщая решения по судебным делам, основанным на товарных знаках, можно сказать, что владельцам товарных знаков, как минимум, удается запретить использование доменов, сходных с товарными знаками до степени смешения. В некоторых случаях истцы не только добились прекращения использования домена определенным образом определенными лицами, но и получили права администрирования домена.

В мировой практике проблема доменных споров решена доскональным описанием всех возможных вариантов регистрации одноименных с товарным знаком доменов. Передача домена правообладателю товарного знака осуществляется только при соблюдении трех основополагающих моментов:

  1. доменное имя идентично или сходно до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания;
  2. у ответчика нет прав или законных интересов в отношении доменного имени;
  3. доменное имя было зарегистрировано и используется в недобросовестных целях.

Основываясь на отсутствии доказательств последнего пункта, WIPO (Всемирная Организация Интеллектуальной Собственности) зачастую принимает решения в пользу владельца домена, а не владельца товарного знака.

В "Единых Правилах Рассмотрения Споров о Доменных Именах" (UDRP), действующих в зонах COM, ORG и NET, подробно рассматриваются намерения при регистрации и способы использования доменного имени, которые следует считать недобросовестными: обстоятельства, указывающие на то, что ответчик зарегистрировал доменное имя с целью продажи владельцу товарного знака (заявителю), или в целях помешать деятельности конкурента. Согласно тем же правилам, владелец домена (ответчик) может доказать свои права на домен, если он использовал домен до получения уведомления о споре для добросовестного предложения товаров и услуг, или ответчик широко известен по доменному имени, или ответчик законно и добросовестно использует доменное имя, без намерения извлечь коммерческую выгоду.

В настоящее время активно обсуждается возможность принятия в России процедур подобных UDRP. На сегодняшний день в России созданы два третейских суда, уполномоченные на разрешение доменных споров - Третейский Суд по информационным спорам при Союзе операторов Интернет и Третейский Суд при Ассоциации документальной электросвязи, обратиться в которые можно, заключив предварительно соответствующее третейское соглашение (соглашение между спорящими сторонами о разрешении спора в одном из указанных судов). К сожалению, к помощи третейских судов пока никто не обратился. Владельцы товарных знаков, оспаривая права на использование домена, предпочитают отстаивать свои интересы в судах общей юрисдикции или Арбитражном суде.