22.01.02

Проблема киберсквоттинга по-прежнему актуальна

Как сообщает газета «Ведомости», самый крупный захват доменных имен в истории Рунета осуществило "Интернет-бюро Well" совместно с неким ООО "Латруаль". За последние два месяца они зарегистрировали около 5000 доменных имен, совпадающих с фамилиями известных политиков, бизнесменов, ученых, артистов и других публичных деятелей. В интернет-бюро говорят, что имена зарегистрированы для некоего некоммерческого проекта "Великие современники", запуск которого намечен на январь 2003 г. Однако уже сейчас «предприниматели» готовы обсуждать цену, за которую сайты будут переданы самим этим современникам или же их конкурентам.

До последнего времени наиболее известным "коллекционером" российских интернет-адресов была юридическая фирма "АрбитражСудПраво", зарегистрировавшая около 2000 доменов. Теперь этот рекорд эффектно побит. Полный список зарегистрированных "Интернет-бюро Well" "именных" доменов - от abalkin.ru до yuzhanov.ru - можно найти по адресу names.well.ru.

Мы попросили прокомментировать эту ситуацию юриста Российского НИИ Развития Общественных Сетей Елену Герцеву: «В России не существует судебной практики разрешения споров об использовании фамилий в доменных именах. Более того, российским законодательством не соотнесены понятия домена и товарного знака. Что порождает огромное число доменных споров. Фамилия и имя товарным знаком не являются, по крайней мере, до тех пор, пока они не зарегистрированы в таком качестве. Обладатель фамилии может предъявить претензии владельцу соответствующего домена только в том случае, если на сайте появляется информация, нарушающая права того или иного лица ».

На сегодняшний день в российском законодательстве практически не отражены способы защиты собственного имени в сети Интернет. Депутаты Госдумы РФ уже обратили внимание на соответствующий пробел в законодательстве. Об этом заявил глава думского подкомитета по связи Леонид Маевский. Стоит отметить, что проблема киберсквоттинга характерна для всего интернет-сообщества. Достаточно вспомнить ряд скандалов, связанных с доменами, совпадающими с именами некоторых западных звезд. Лишь регистрация имен в качестве товарных знаков не так давно позволила Мадонне и Джулии Робертс отсудить "свои" доменные имена.

В декабре 2001 г. выездная сессия Апелляционного суда в Бостоне постановила, что американские федеральные суды обладают полномочиями рассматривать международные споры, связанные с захватом доменных имен. До этого рассмотрением подобных жалоб занималась Всемирная организация по защите авторских прав (WIPO). WIPO, как правило, заставляет киберсквоттеров передавать домены владельцам товарных знаков. Но зачастую доменные споры находятся в иной плоскости.

Звезда Национальной хоккейной лиги команда Pittsburgh Penguins отсудила домен NHLPenguins.com у российской компании, которая разместила там ссылки на порносайты. Там же была размещена веб-форма заявки на покупку домена у данной фирмы: потенциальному покупателю предлагалось назначить свою цену, при этом особо отмечалось, что предложения ниже 550 долларов не рассматриваются. Материалы по этому делу опубликованы на сайте WIPO.

В деле по домену NHLPenguins.com эксперты WIPO пришли к мнению, что он был зарегистрирован с целью перепродажи. Именно эти обстоятельства WIPO рассматривает как недобросовестное использование чужого имени, что является главным основанием для передачи домена. Истцом в данном деле выступила Национальная хоккейная лига, которая с 1924 года использует знак "NHL". Слово "пингвины" (Penguins) зарегистрировано как товарный знак в США питсбургской командой в 1967 году.

В то же время, WIPO отклонила претензии владельца одного из крупнейших порносайтов Link-O-Rama.com на созвучный домен LinkOrama.com. Арбитр WIPO заявил, что наличие домена не дает таких же прав, как зарегистрированный товарный знак - а такого знака у владельца Link-O-Rama.com Марка Дженкинса не было. Поэтому его претензии к некоему Дэну Блэку, зарегистрировавшему LinkOrama.com признаны безосновательными. Дженкинс апеллировал к обычной практике WIPO, когда домены передают компаниям или лицам, имена или псевдонимы которых "широко известны", но не обязательно зарегистрированы как товарные знаки.

Арбитр обратился к прецеденту с художницей из Калифорнии Джуди Ларсон, которая пыталась оспорить права на домен JudyLarson.com у известного киберсквоттера Джефа Бегара. Тогда судья счел недостаточным основанием большое количество ссылок на упоминания о ней, но все же передал домен Ларсон, но по другой причине. Убедило арбитра то, что Бегар использовал домен JudyLarson.com как "Фан-клуб Джуди Ларсон", эксплуатируя репутацию художницы. В случае с LinkOrama.com, владелец домена Дэн Блэк никакого ущерба Дженкинсу не причинял, денег на нем не зарабатывал и вообще никак этот домен не использовал. Поэтому отбирать домен нет оснований, решил судья.

Редкий пример того, когда WIPO решила спор относительно домена не в пользу истца – обладателя товарного знака: отклонены претензии на домен AlcoholicsAnonymous.org международной организации анонимных алкоголиков Alcoholics Anonymous World Services (AA). Эта организация обвинила владельцев домена в нанесении ущерба ее товарному знаку и недобросовестном использовании сайта. Сайт представляет собой неофициальный форум анонимных алкоголиков и какого-либо вреда официальным "Анонимным алкоголикам" не наносит. Арбитров WIPO также убедили пояснительные надписи на сайте AlcoholicsAnonymous.org о том, что данный ресурс официально не имеет никакого отношения к "AA". В итоге домен оставлен прежним владельцам.

В непростую ситуацию попали мэры некоторых американских городов. Некий профессиональный киберсквоттер Стивен Грегори из Орегона, владеющий сотнями доменов, созвучных с общими понятиями и географическими названиями, выставил их на продажу. Предварительно киберсквоттер проделал большую работу: сгруппировал домены в прайс-листе по ценам и типу от 2200 до 350 000 долларов. На всех адресах сейчас размещена одна и та же страница со ссылками на каталоги платной порнографии, а также красуется надпись: "Думая отсудить домен, лучше прочтите это!". Киберсквоттер хвалится тем, что он три раза подвергался судебным преследованиям и во всех случаях выигрывал, и что он прекрасно защищен от подобных нападок.

Власти штатов и городов США оказались не защищены законом о товарных знаках и не могут отсудить домен у киберсквоттера, даже если имеет место "недобросовестное использование" и причинение ущерба имиджу в виде размещения порнографии. Из 11 судебных процессов, возбужденных правительствами против частных лиц, отсудить "городской" домен удалось только администрации Барселоны, которая судилась из-за barcelona.com.

В борьбе с киберсквоттерами администратор доменной зоны INFO компания Afilias ужесточила правила регистрации. Зона INFO начала функционировать осенью 2001 г., но еще летом, во время предварительной регистрации, по подложным документам было зарезервировано множество доменов, на которые сейчас выдвигают претензии владельцы товарных знаков.

Как заявил директор по маркетингу Afilias Роланд Лаплант, в рамках проверки WIPO проверяются 10 из 50 тысяч зарегистрированных имен. Претендентам, не желающим подвергнуться разбирательствам, предлагается забрать свои заявки.

Пока оспорено в WIPO было около 700 доменов зоны INFO. Почти во всех случаях домены были переданы претендентам.

Что же касается Рунета, то, возможно, пыл киберсквоттеров охладят изменения, вносимые РосНИИРОС с 01.02.2002 г. в "Регламент и тарифы на услуги по регистрации доменов второго уровня в зоне RU". C введением предоплаты за регистрацию доменов, прибыль за перепродажу доменных имен может не покрыть издержки киберсквоттеров на их массовую регистрацию.

Кроме того, в настоящее время в Госдуме рассматривается поправка к закону о товарных знаках, цель которой соотнести товарный знак и домен. Эта поправка вызывает много нареканий у специалистов, но радует сам факт того, что российские парламентарии обратили внимание на пробелы в законодательстве, касающегося Интернет.

Новости

26.03.15

Домены Каймановых островов .KY станут доступны всем желающим в сентябре 2015 года

26.03.15

Домен .XYZ подбирается к первому миллиону региcтраций

26.03.15

О соотношении доменного имении и товарного знака по материалам российской судебной практики