19.11.03

Тенденции использования системы адресации в сети Интернет

Алексей Лесников, заместитель директора РосНИИРОС.

Из доклада на конференции "Русскоязычные домены в Интернете"

1. IP-адреса. При взаимодействии компьютеров в сети Интернет ими в качестве адреса используется IP-адрес (группа цифр: 123.123.123.123).

2. Доменная система имен (DNS). Для перехода к более удобной форме адресации, а так же для решения многих технологических задач, была введена доменная система имен. Одной из функций DNS является преобразование доменного имени в IP-адрес и наоборот. Конечному пользователю доменная система имен позволяет для нахождения ресурсов в сети Интернет использовать буквенные адреса.
DNS была задумана, как иерархическая структура. На первом уровне имя национального домена (RU, UA и т.д.) или домена общего использования (COM, NET и т.д.). На втором уровне имя, определяющее географическую привязку ресурса (msk, nsk, spb и т.д.), на третьем наименование организации или что-то подобное, на четвертом уровне имя компьютера или еще более глубокая структуризация, например название подразделения в организации. Т.е. в "технологическом" идеале наш адрес выглядеть должен был бы так:
компьютер.подразделение.организация.город.ru

3. Использование доменной системы имен (DNS).
3.1. Пользователи просчитали иерархическую структуру имени не совсем удобной для запоминаемости их информационных ресурсов и по факту практически все доменные имена стали регистрировать как домены второго уровня.
3.2. Большое количество доменов второго уровня привело к тому, что стало трудно найти свободное, удобное и запоминающееся доменное имя для нового проекта.
 

Для справки: В настоящее время зарегистрировано: в COM ~20000000, в NET ~7000000, в DE~6000000, в RU ~200000 доменных имен.
Для справки: Средняя длина доменного имени в разных доменах отличается (COM - 12 символов, RU - 7 символов). Домены COM и NET используют в основном в странах, где английский язык является родным языком, и использование в домене длинного полного наименования организации или полного текста товарного знака не приводит у пользователей ни к каким трудностям. Россияне в домене RU пытаются использовать транслитерированные аббревиатуры от названий организаций, что не всегда бывает удобно, т.к. однозначно транслетирировать русские буквы получается очень редко. А как только появляется неоднозначность сразу же встает вопрос киберсквотеров и тайперсквотеров (nic.ru и nik.ru).

3.3. ICANN по просьбам пользователей начал вводить новые доменные зоны общего использования (BIZ, INFO, PRO, AERO и т.д.). Это приводит к тому, что начинается путаница среди адресов, в разных доменах первого уровня (ripn.net - РосНИИРОС, ripn.com - киберсквотер).

4. Рост числа пользователей сети Интернет. В последнее время Интернет все глубже проникает в нашу жизнь:

  • Стремительно растет число пользователей.
  • В интернет все активнее приходит бизнес в частности мелкий, направленный на внутренний рынок (товары, услуги).

5. Русскоязычные домены (адреса).
5.1. Уже сейчас пользователи начали пытаться использовать в качестве адресов русские слова. Такие адреса широко используются в рекламе (точка.ru, куда.ru, газета.ru, утро.ru). Иногда попадаются варианты, даже работающие в интернете: охрана.ru (латинскими буквами). Появление возможности использования в адресе символов кириллицы дает новые возможности в формировании узнаваемых и легко запоминающихся адресов (дикая-орхидея.ru, квартирный-вопрос.ru).
5.2. По мере проникновения Интернет в нашу жизнь русскоязычные адреса будут все более и более востребованы. Появление возможности использования русскоязычной адресации является закономерным продолжением русификации российских информационных ресурсов.
5.3. Состояние:

  • Приняты стандарты RFC-3454, 3490, 3491, 3492, определяющие принципы однозначного преобразования имени на национальном языке в имя, состоящее из ASCII кодов, а также обеспечивающие обратное преобразование из ASCII в имя на национальном языке;
  • ICANN рекомендовала администраторам доменов верхнего уровня (как общего пользования, так и национальных) приступить к разработке правил и принципов регистрации доменных имен с символами национальных алфавитов в управляемых ими зонах;
  • многими компаниями ведутся разработки, обеспечивающие удобство работы с адресами на национальных языках (VeriSign (Программа iNav 4.0), Microsoft (ОС);
  • начаты регистрации:
    • Одни регистрируют в "официальных" доменах (COM, NET, JP, CN и т.п.), что при использовании доменов приводит к использованию существующей системы DNS без ее модификации.
    • Вторые регистрируют в "своих" доменах (КОМ, НЕТ, ОРГ, РУ и т.п.), но такие адреса без использования параллельной (альтернативной) системы DNS работать не могут.
  • В домене RU:
    • с технологической точки зрения регистрация русскоязычных доменов может быть начата в течение одной-двух недель после принятия решения об этом и выработки правил регистрации.
    • Выработку правил регистрации доменов в домене RU осуществляет АНО "Координационный центр национального домена сети интернет".

5.4. После введения в домене RU возможности регистрации доменов на русском языке мы предполагаем в течение года 10 - 25% регистраций от общего количества доменов в домене RU, далее по мере расширения аудитории пользователей Интернет преобладание должно перейти на сторону русскоязычных доменов.