11.05.08

Домены без географии: феномен gTLD

«Большинство доменов верхнего уровня, состоящих из трех или более символов, относят к доменам общего пользования - gTLD», - утверждается на сайте ICANN. Домены общего пользования отличаются от национальных двухбуквенных доменов не только числом символов, но ещё и различиями организационно-управленческого характера. Если за национальные домены отвечают самые разные организации – от правительственных учреждений до частных компаний, то жизнь gTLD находится всецело под контролем ICANN. Формальные соглашения заключаются как с операторами реестров gTLD, так и с отдельными регистраторами, которые самостоятельно работают в этом сегменте рынка. С этой точки зрения ccTLD оказываются более независимыми от ICANN – локальные регистратуры управляют развитием зоны, исходя из культурных, экономических и прочих национальных особенностей.

50 тысяч в обмен на надежду

Сейчас, как отмечается в докладе представителей ICANN в Дубае, под ее «юрисдикцией» находится 16 доменов общего пользования. Рост числа доменных зон нельзя назвать впечатляющим, если учесть, что первая «партия» gTLD появилась еще в 1984 году. Именно в этот момент родился самый популярный из доменов верхнего уровня – COM, вместе с ним для регистрации стали доступны доменные имена в зонах NET и ORG. По данным VeriSign, которая ведет реестр для первых двух gTLD, COM и NET к концу 2007 года насчитывали в сумме 80,4 млн. регистраций, с годовым приростом в 24%. Прошлый год для зоны COM знаменовался еще одним любопытным событием: за 22 года своего существования зона полностью исчерпала четырехбуквенные домены.

На первом этапе создания империи gTLD появилось еще несколько «общих доменов», на имена в которых, однако, мог претендовать ограниченный круг потенциальных владельцев. В их числе: EDU, ориентированный на образовательные учреждения США, GOV – пространство для американских правительственных организаций, MIL – вотчина Министерства обороны США, а также INT, куда получили пропуск международные организации, в том числе, и неамериканского происхождения. Особняком стоит домен ARPA, изначально созданный для служебных целей.

К 2000 году Интернету стало тесно в жестких рамках трех gTLD, которыми ICANN предполагала изначально ограничиться. В ноябре состоялся сбор заявок и придирчивый отбор, результатом которого стало появление еще 7 доменов общего пользования. Большая часть из них существовала по прежней, «неспонсируемой» схеме (BIZ, INFO, NAME, PRO), остальные нашли спонсоров.

Организация, которой вверяли спонсировать gTLD, получала относительную самостоятельность: возможность влиять на политику регистрации, правила и тарифы. На втором этапе рождения gTLD свой спонсируемый домен получили авиаторы (AERO), кооперативы и совместные предприятия (COOP), а также музеи и музейные работники (MUSEUM). Стоить отметить, что право запуска и дальнейшего администрирования новых gTLD обошлось желающим очень недешево. Взнос за рассмотрение заявки составлял $50 тыс. (в случае отказа не возвращался), а общее число предложений составило 47.

На следующем этапе количество претендентов уменьшилось в несколько раз, а сбор остался почти неизменным - $45 тыс. В 2004 году ICANN одобрила появление доменов общего пользования для работодателей и соискателей (JOBS), пользователей мобильных устройств и коммуникаторов (MOBI), туристической индустрии (TRAVEL). В этот же период собственными доменами обзавелось лингвистическое и культурное сообщество Каталонии (CAT), а также жители Азиатско-Тихоокеанского региона (ASIA). Популярность новых gTLD далека от показателей «первопроходцев» - COM, NET, ORG, хотя все они представляются достаточно перспективными. Так, в период предварительной подачи заявок на домены в зоне ASIA на 46 тыс. имен нашлось больше одного претендента, поэтому домены были выставлены на аукцион в конце апреля.

Своей очереди ожидают еще несколько кандидатов. Всемирный почтовый союз (UPU) уже довольно давно добивается создания домена ограниченного использования POST, страны Латинской Америки выступили за создание домена LAT. Собственный домен, вслед за каталонцами, надеются получить жители французской провинции Бретань – BZH. Продолжаются дискуссии вокруг «взрослого» gTLD, куда можно было бы «спрятать» весь порноконтент. Сторонники домена XXX надеются, что таким образом удастся уберечь детей от «случайного» посещения подобных ресурсов (это облегчит фильтрацию), противники же ожидают, что эта мера лишь подстегнет развитие этой ниши.

Супермаркет для космополитов

В отличие от ccTLD, регистрировать доменные имена в доменах общего пользования могут лишь компании, получившие аккредитацию ICANN. Выбор, особенно в отношении «старичков» - COM, NET, ORG – впечатляет. По данным VeriSign, в зоне COM аккредитовано 911 регистраторов, в зоне NET – таковых насчитывается 909. Между тем, разрыв между ТОР-5 и средними показателями получается огромный. По данным сервиса RegistrarStats.com, на долю лидера рынка gTLD – компании GoDaddy – приходится больше 25 млн. регистраций. За ней следует eNom (8,6 млн.), Network Solutions (6,7 млн.) и Tucows (6,3 млн.). Замыкает список тех, чья база составляет больше 5 млн. имен, Melbourne IT. Компании-миллионеры кончаются уже в первой двадцатке, а основная масса участников рейтинга может похвастаться лишь несколькими десятками тысяч регистраций. Кстати, получение признания в ICANN тоже требует от регистратора немалых усилий и финансовых затрат. За рассмотрение заявки корпорация берет $2500, прошедшие аккредитацию платят еще $4000, плюс еще около $2000 в квартал, не считая отчислений за каждую транзакцию.

Если говорить об отечественных игроках, добившихся признания ICANN, то официальный список включает семь компаний. Среди них как известные своей активностью в национальном домене (RU-CENTER и «Регтайм»), так и ограниченные исключительно gTLD. Несколько аккредитованных регистраторов (например, ISPREG, Russian Registrator, SBNames) зарегистрированы по одному и тому же юридическому адресу, а их сайты похожи друг на друга, как близнецы-братья. В зарубежных рейтингах российских регистраторов приходится искать во второй сотне - это обусловлено объективной популярностью национального домена в нашей стране, по сравнению с gTLD. Так, тот же RegistarStats.com поместил RU-CENTER на 108 место (52 тыс. доменов), а «Регтайм» оказался на 243 позиции (16 тыс. доменов).

Интересно, что в США ситуация с национальным доменом выглядит с точностью до наоборот. Количество регистраций в зоне US не так давно перевалило за 1 млн., в то время как домены общего пользования растут ежегодно на несколько миллионов только благодаря американцам. Такая ситуация обусловлена, по всей видимости, историческими причинами: особым положением Соединенных Штатов в Сети, ведь Интернет и его инфраструктурные принципы зародились именно в этой стране. Отсюда и стремление регистрировать домены в «общих зонах», а не замыкаться в рамках национального домена. Невысокую плотность в домене US можно объяснить и недостаточными маркетинговыми усилиями со стороны компании NeuStar, которая администрирует национальный домен США с 2001 года.

В Рунете домены общего пользования часто приводят в пример, говоря о больных вопросах – в частности, о переносе домена от одного регистратора к другому. В gTLD не требуется писать официальных писем, ходить к нотариусу и ждать, пока поставщики услуг договорятся между собой. Принимающий регистратор должен убедиться, что перенос домена инициирован владельцем, либо Admin-CC, дальнейшее – дело техники. Нужно отметить, что такая система неоднократно давала сбои, выражающиеся в краже доменных имен.

Понятно, что с ростом количества аккредитованных регистраторов возрастает вероятность возникновения тех самых «крайних обстоятельств», когда компания может быть лишена регистрации. Недавняя история с RegisterFly продемонстрировала, что ICANN не слишком хорошо готова к нештатным ситуациям, что заставило корпорацию заняться пересмотром RAA.

ICANN мастерит конвейер общего назначения?

Количество gTLD продолжает расти, но слишком медленными темпами. ICANN, стараясь внять ропоту недовольных, с 2005 года пытается формализовать процедуру открытия новых gTLD, объединив опыт трех основных этапов введения новых зон. К настоящему времени эта работа вступила в финальную фазу, когда рабочая группа представила свои выкладки и готовые схемы руководству ICANN.

На встрече в Лос-Анджелесе 10-11 апреля 2008 года сотрудники корпорации и представители GNSO обсудили 19 рекомендаций, связанных с вводом в эксплуатацию новых доменов общего пользования. Этот же вопрос обсуждался и на конференции в Дели несколькими месяцами раньше. Большинство из рекомендаций кажутся очевидными: предлагаемый домен не должен совпадать ни с одним из существующих, не должен противоречить законодательству, необходима разумная модель контроля за работой регистратуры, штрафных санкций и т.п.

Тогда же была представлена и схема рассмотрения заявок. Каждое предложение проходит два этапа оценки: рассматривается само название домена, ситуация в правовом поле, соответствие нормам морали и общественного порядка, а также поддержка со стороны сообщества. В новой схеме даже регламентирован механизм разрешения споров и выбора администратора gTLD, если на одно и то же имя было подано несколько заявок.

Статью подготовил аналитик info.nic.ru Федор Смирнов.